Но мы начнем нашу умозрительную прогулку не от центра Москвы, а с запада, от Пресни, которая в память революционного кровопролития 1905 года стала именоваться Красной Пресней (с 1918 г .).
Мебельную фабрику Николая Шмита на Пресне в царском Охранном отделении называли «Чертовым гнездом». Ее хозяин был революционером, принимал активное участие в подготовке декабрьского мятежа 1905 года. «Боевая дружина» или, по-современному – террористическая организация, была здесь создана еще задолго до революционных событий. Сам хозяин фабрики снабжал восставших оружием. Неподалеку от фабрики находилась астрономическая обсерватория (ныне – астрономический институт им. Штернберга [1] ), откуда Штернберг по телефону лично корректировал расстрел Московского Кремля в 1917 г., который велся с орудийных батарей на Воробьевых горах. Кстати, там был потом создан филиал института Штернберга на территории МГУ. Так же здесь, на Пресне, расположены современные музей-экспозиция «Красная Пресня», фонды Государственного музея Революции. Рядом – храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Неподалеку находится редакция газеты «Московский комсомолец», ну никак не пожелавшей сменить свое название, хотя «ленинского комсомола», по крайней мере, в масштабе «советских времен», давно не существует, а идеологи газеты положили много сил для становления нового, на сей раз «демократического» общества.
Красная Пресня (сефира «величина, слава» на таблице «древа») примечательна не только своим революционным прошлым, но и архитектурно-топонимическим своеобразием дня сегодняшнего. В этом западном округе Москвы нельзя не обратить внимания на своеобразную «американскую резервацию», выросшую на месте кровавых событий 1905 г. Она символически образована комплексом архитектурных объектов: посольством США, московским «Белым домом» [2] на площади Свободной России, деловым центром «Сити» с фондовой биржей и «Домом связи». Слово «Сити» (самоназвание московского «Манхэттена-на-Пресне») – не просто указание на его гиперделовой характер. Сердцем его служит некий «хрустальный дворец», сооружение, подобающе прикровенное, окруженное со всех сторон небоскребами, и сравнительно скромных размеров. Это обитаемый стеклянный куб, стоящий не на основании и даже не на грани, а на одной из вершин. Между «Сити» и посольством по инициативе американца Арманда Хаммера выстроен Московский международный бизнес-центр, который часто так и называют – «хаммеровский» [3] .
Одна из модификаций "нижнего мiра древа сефирот".
Среди москвичей существует легенда о том, что, перед строительством этого «Центра» сефиры, из Америки, водным путем была доставлена земля, послужившая основанием при закладке его фундамента. Перед «Центром», на фоне стеклянной пирамиды, установлена статуя Гермеса.
Так будет выглядеть московский «Манхеттен-на-Пресне» после окончания строительства. В центре комплекса – будущая «Башня «Россия».
Гермес (или Меркурий) в языческом мiре считался покровителем таких видов человеческой деятельности, как путешествие, торговля и воровство. Изначально фаллическое божество, изображаемое гермами. Традиционный жезл, или кадуцей, увит двумя белыми лентами, на более поздних изображениях – змеями. В руках с золотым жезлом, как средоточием магической силы, усыпляющем и пробуждающем людей, Гермес, как считали древние, выполняет одну из своих функций проводника душ умерших в Ад.
Следуя по гипотетическому «каналу», «проведенному» нами от Красной Пресни к Кремлю, на расстоянии, равноудаленном от Садового кольца и центра столицы, мы находим одну из букв каббалистической азбуки – «реш» (иногда как рейш). «Буква Рейш означает «голова», и формой она тоже напоминает профиль головы человека. Ее горизонтальный верх изображает голову, повернутую влево и склоненную к следующей букве – Шин. Ее продолжение вниз и вправо изображает начало позвоночного столба, "спинной хребет", опору для головы». Эта же буква значит и раш («бедный человек»). На уровне мiров ее форма представляет склоненную голову бедняка, сознающего свое зависимое положение. На более глубоком уровне эта зависимость выражается наклонением головы, принимающей бремя подчинения законам общества». Источник
В середине этого «канала» находится Академический театр имени Маяковского (ул. Герцена, 19, ныне Большая Никитская). Его символ – профиль головы поэта, повернутой влево – издалека виден всем проходящим по этой улице, и известен не только москвичам-театралам. Бедный Владимир Владимирович, знал бы он, как будет использоваться его "голова"...
Кадуцей Гермеса. Древние изображения и варианты советской эмблематики.
Эмблема Академического театра имени Маяковского.
Немного из истории этого строения: "Владение №19 с середины XVIII века до 1918 года принадлежало старинному роду Стрешневых. Последняя представительница рола, обладательница огромных богатств и тройной фамилии Шаховская-Глебова-Стрешнева к концу 1870-х годов перестроила главный дом XVIII века... Вскоре после этого предприимчивая княгиня затеяла постройку на угловом участке театрального здания в псевдорусском стиле (1886 г., архитекторы К.В. Терской и Ф.О.Шехтель). Театр не имел постоянной труппы, а сдавался в аренду разным антрепренерам. [...] он долгое время назывался Интернациональным... Осенью 1920 года здесь открылся руководимый В.Э.Мейерхольдом Театр революционной сатиры, преобразованный в 1922 году в Театр Революции. В 1943 г. был объединен с Московским театром драмы, в феврале 1954 г. ему было присвоено имя Владимира Маяковского, а в 1964 г. звание академического" [4]. Недалеко от театра проходит улица Станкевича, до 1922 г. называвшаяся Большой Чернышевский переулок, по имени домовладельца генерал-губернатора Москвы 1780-х годов.
Московский Академический театр им. В. Маяковского.
«Хаммер-центр» и статуя Гермеса.
Статуя Гермеса «хаммер-центра» ориентирована так, что своим жезлом он указывает на другую сефиру – «малхут-царство», расположенную в районе Шаболовской улицы. Как языческий «проводник умерших душ», он действительно показывает в сторону самой нижней сферы «мiра элементов». Интересно: случайной или продуманной была ориентация его фигуры при водружении на столп?
На рисунке Древа середина «канала» между сефирой «величина, слава» и сефирой «царство» отмечена буквой финикийского алфавита ש «шин» – «стрела». Проложив на карте Москвы линию в указанном Гермесом направлении, там, где на рисунке «древа» нанесена эта буква, находим кинотеатр «Стрела» (Смоленская-Сенная пл., д. 23/25) [5] , название которого замещает букву-символ каббалистической азбуки.
Кинотеатр «Стрела». Современное фото.
На противоположной от Красной Пресни стороне карты Москвы проходит улица Покровка (в советский период – ул. Чернышевского), соединяющаяся в районе площади Покровских ворот с Покровским бульваром. Русское «покров», или «кров», имеет одно из значений «крыша». Местоположение на нашем рисунке площади соответствует месту буквы «цад» – (ее значение «крыша») на таблице «древа».
Не секрет, что зональное деление Москвы на «восток» и «запад» характеризуется не только географически, но и социальным составом населения: восточные районы Москвы в большей степени заселены простыми людьми. Тогда как члены правительства, госслужащие высокого ранга, бизнесмены, «новые русские» и пр. предпочитают новостройки в западных «престижных» округах города. Подобное социальное деление распространяется и за пределы Кольцевой дороги: на места отдыха, дачные и коттеджные поселки. Связано это с московской «розой ветров»: их основное направление движения – с запада на восток, поэтому западная часть Москвы и области считается экологически менее загрязненной.
Кабалистическое «древо жизни» делится на правую, левую и центральную части. Центральная часть считается его стволом, стержнем равновесия, опирающимся на «малхут-царство». Сефироты правой части – «хохма», «хесед» (не изображены на нашем рисунке) и «нецах»-«победа» – символизируют свойство давать, которое считается мужским, а сефироты левой части – «бина», «гвура» (так же не представлены на рисунке) и «ход»-«величие» – символизируют желание получать, считающееся женским. Правую часть ассоциируют со светом, положительными энергиями, а левую с тьмой и темными силами, соответственно – «добром» и «злом» этого «древа познания». На московском «древе сефирот» «право» и «лево», относительно зрителя – соответствуют востоку и западу. Действительно, в подавляющем большинстве религиозных традиций мiра, географический восток и восточное направление связано с символикой Рая, тогда как запад – с представлениями о средоточии зла. В целом же понятия «право» и «лево» имеют положительные и, соответственно, отрицательные качества.
Вариант "древа сефирот".
Итак, восточная сфера «победа», противоположная московской «Америке», – старинное село Елохово [6]. Здесь расположен Богоявленский храм (до недавних пор обладавший статусом кафедрального собора – главного собора Русской Церкви!) [7], где хранится чудотворная икона Богоматери Казанской, список той иконы, с которой русские ополченцы в 1612 году освобождали Москву от иноземных захватчиков.
Богоявленский собор
Чтимый список чудотворного Казанского образа Богоматери
(в окладе и шитой ризе). XVII в.
Каббалисты придают этой сфере «женские» черты, связывая ее с языческой богиней «Венерой-Афродитой». Однако, есть некоторые разночтения в вариантах «древа»: одни присваивают этой «сефире» зодиакальный знак – круг с крестом или «зеркало Афродиты» ♀ (христианский символ «державы», но перевернутый), другие – значок «бога» войны Марса ♂. Мы ориентировались на изображение «древа», приведенное к книге Менли П. Холла, как на одно из наиболее авторитетных произведений в области герметических знаний [8] .
В память об избавлении от тягот Смутного времени и самозванцев молитвами и предстательством Богоматери 4 ноября празднуется день иконы Богоматери «Казанской». Как справедливо указал в свое время прот. Лев (Лебедев), «следует отметить, что в событиях 1612 года – избавлении России от самозванцев-лжецарей – часто видят прообразование спасения всей Церкви Богородицей в особых испытаниях последних периодов земной истории человечества» [9]. Совсем не случайно Богоматерь, как Предводительница воинствующей земной Церкви, именуется «Взбранной Воеводой», имеющей «державу непобедимую». Поэтому, в сфере «Победа», дабы не повторять и не тиражировать языческую атрибутику, нами использовано скульптурное изображение «Россия» работы Лаверецкого, признанное когда-то официальным национальным символом Царской Империи.
«Россия» Н.А. Лаверецкого – аллегория Российского государства в образе женщины-воительницы в древнерусских доспехах. В правой руке она держит меч, левая рука со щитом простерта над атрибутами самодержавия – царским венцом, скипетром и державой, лежащими на высокой задрапированной тумбе. На лицевой части постамента - российский герб с надписью: «Боже, царя храни»; на угловых гранях - гербы Перми и Нижнего Новгорода, геральдика заводов Кыштымского горного округа (изображение рыб и скрещенных молотков). Каслинский завод тиражирует скульптуру с 1992 года. При президенте Ельцине копия стояла в его кремлевской резиденции.
В «канал» на нашем рисунке, идущий от Елоховского района к Шаболовке-«царству», «упирается» улица Обуха.
Для создания пространственной симметрии в противоположность Обухову переулку [10], находящемся в западной части города, в его восточной половине в 1935 году переименовывается старинная улица Воронцово поле, и появляются сначала улица Обуха [11], затем переулок Обуха [12] , примыкающий к ней. На «древе сефирот» в этом месте изображена буква ק «коф», означающая «топор». Обух – неотъемлемая часть топора. Если не придираться к деталям, то даже само «начертание», образованное из переулка и улицы напоминает букву «коф». В доме №5 по переулку Обуха, в бывшей Евангелической больнице находится Институт мозга, где хранятся пласты среза «гениального» мозга основателя страны «большевиков». А его выпотрошенная и безмозглая оболочка, как известно, лежит в мавзолее на Красной площаде.
Евангелическая больница, переулок Обуха, д. 5.
Симметрия «Москвы советской» проявляется не только в топонимике и названиях улиц, которые могут время от времени меняться, но и в расположении различных городских объектов, специализированных предприятий и ведомств, иногда объединенных по своим функциям, аббревиатуре, отмеченных «революционными» орденами и наградами, отдельными городскими памятниками и скульптурами. В той или иной степени эта симметрия может проявляться и на событийном плане: например, улицы-«каналы», соединяющие центр Москвы с Красной Пресней, и «каналы» между центром и районом Елохово, связаны с убийством Н.Баумана [13], его похоронами и демонстрациями, послужившими поводом к началу революционного мятежа 1905 года.
Памятник Бауману в сквере напротив Богоявленского («Елоховского») собора.
Для читателя, желающего продолжить исследования в области симметрии Москвы, достаточно ознакомиться с историей переименования улиц и пройтись по ним, имея на руках карту города. При внимательном подходе к таким исследованиям, открывается удивительная картина совершенно неизвестного москвичам мiра, описание которого не найти ни в одном путеводителе!
В январе 1924 года в самом центре Москвы, в сефире «основание», у Кремлевской стены на Красной площади архитектором А.В.Щусевым был возведен первый временный деревянный мавзолей Ленина. Если первоначально это небольшое сооружение своей четырехступенчатой структурой только у специалистов могло вызвать ближневосточные мистические ассоциаций, то выстроенный в 1925 году второй деревянный мавзолей архитектора Щусева своими многоступенчатыми архитектурными формами и выразительным лестничным порталом однозначно указывал на традицию вавилонских зиккуратов, которые в свою очередь восходили к строительству послепотопной Вавилонской башни. Окончательно эти строгие архитектурные формы были закреплены в каменном мавзолее, возведенном в 1929-1930 годах. К сефире "основание" мы еще вернемся в свое время, а пока «пойдем» дальше.
Еще одна буква «небесной азбуки» каббалистов – это буква «тау» или «тав», расположенная посередине между сферами «основание» и «царство». На карте Москвы эта буква-точка «канала», идущего по улице Шаболовка и далее в сторону Кремля, приходится на район Калужской площади (в 1922 г . переименована в Октябрьскую, в 1993 г . историческое название вернули).
Калужская площадь. Фрагмент дореволюционной карты Москвы.
Когда-то Шаболовская улица заканчивалась непосредственно Калужской площадью. Сейчас улица «перегорожена» высотным зданием, сразу за которым, перейдя ул. Коровий вал мы попадем на площадь.
Она небольшая, квадратная в плане. В самом центре ее находится скульптурная группа работы Кербеля [14]: каменный столп, окруженный «революционными» солдатами и матросами, над ними – женская фигура (должно быть, символизирующая «свободу», один из ее скульптурных вариантов), призывно взметнувшая руку. На столпе из красного гранита – фигура Ленина, устремившего пламенный взор в пространство перед собой.
Памятник В. И. Ленину, работы скульптора Л.Е. Кербеля и архитектора Г.В. Макаревича. 1985 г .
Сегодня именно эта «октябрьская» площадь чаще других становится местом коммунистических митингов и собраний, которые время от времени, по большим «партийным» праздникам или в связи с всплесками протестных настроений организуются в Москве. Тогда эта площадь становится «красной» от заполняющих ее флагов, транспарантов и от «накала страстей» самих митингующих.
Калужская площадь. Фрагмент плана Москвы.
Для нас, однако, важен символ этой площади, образованный ее зеленым газоном, прорезанным пешеходными дорожками. Это каре похоже и на русскую «п», и на букву иврита [15] ת «тау», хотя и повернутую на 90 градусов. Впрочем, и вышеозначенная буква «коф», образованная улицами и «каналом», тоже зеркально перевернута. Можно ли и эту «повернутую» «тау» считать точкой «небесной азбуки» «древа»? Вполне допустимо, во всяком случае, ничего более похожего в этом месте не наблюдается. Желающие могут поискать: вдруг обнаружится что-то еще?
читать дальше>>
(материал подготовлен для книжной публикации в 2001 году, размещен в Рунете в 19 мая 2010, исправлено и дополнено в апреле 2011 г.)
Эл.почта: arhipovvv@yandex.ru
Убедительная просьба автора: при копировании и цитировании не забывайте указывать ссылку на эту страницу
Примечания:
[1] Штернберг Павел Карлович, 1865-1920, «еврейский большевик, председатель Замоскворецкого ревкома, потребовавший использовать тяжелую артиллерию для бомбардировки Московского Кремля» в 1917 году (О.Платонов. Терновый венец России).
Павел Карлович Штернберг (партийная кличка «Лунный», родился 1865 г . в г. Орёл. Член РСДРП с 1905 (в с-д. движении с 1904). В 1906 - 1908 годах член Воен-технич. бюро МК РСДРП (в обсерватории хранил оружие и боеприпасы, наладил в Сокольниках изготовление ручных бомб: в 1907-08 под видом измерения аномалии силы тяжести организовал картографическую съёмку улиц Москвы на случай восстания). Один из связных МК и ЦК РСДРП. С 1916 директор обсерватории. Участвовал в боях с юнкерами на улицах Москвы, выступал сторонником решительных действий: по его инициативе была введена в действие тяжёлая артиллерия, направленная на Кремль (см. кн. епископа Нестора «Расстрел Московского Кремля»). Недолог был век человека, покусившегося на святыню Московского Кремля: 1 февр. 1920 г . Штернберг умер от воспаления легких.
[2] Если не подводит память, это название впервые появилось на страницах именно «Московского комсомольца» на «заре перестройки». Те защитники «Белого дома», чья кровь пролилась здесь в октябре (!) 1993 года, вряд ли предощущали обреченность, свою жертвенную предназначенность на поражение в новой революционной ситуации. Они были наивны и искренни в своем стремлении защитить «Закон» и человеческую правду, так, как они ее представляли. Упрекнуть их не в чем: не понимая в целом ситуации, они, однако, не боролись за «ленинское дело» и «идеологию» – к тому моменту эти атрибуты прошлого уже были никому не нужны. На смену старым «большевикам-ленинцам» приходило их новое «элитное» племя, которому была жизненно необходима новая, свежая человеческая кровь.
[3] Эти пространственные «американизмы» послужили нам для использования американской статуи «Свободы», как определяющего и главного символа этой западной «сефиры». И хотя на некоторых «древах сефирот» используется образ именно гермафродита «Гермеса-Меркурия», сюда можно было бы «пририсовать» и Митру, и Колосса Родосского, и почти весь языческий пантеон солярных «богов-богинь», несущих в своих руках факел с огнем для «просвещения» профанных «масс».
Языческое божество Митра. Барельеф. Рим.
...и его современный аналог.
[4] Федосюк Юрий. Москва в кольце Садовых. М. 1991. С. 137.
[5] «На Смоленском бульваре зеленых насаждений давно нет – их уничтожили в 1938 году, когда расширяли Садовое кольцо. Левая сторона бульвара начинается с восьмиэтажного дома на углу с ул. Бурденко (арх. В. Я. Вольфензон). Проектировался до войны, строился после. За ним сплошной застройкой идут похожие, как близнецы, пышно украшенные «сталинки», построенные накануне Великой Отечественной. Из уничтоженных при их возведении домов особого сожаления заслуживает последний, стоявший на углу с Первым Неопалимовским переулком. Он с 1904 по 1918 год принадлежал знаменитому инженеру-конструктору Владимiру Шухову. Дом этот, по некоторым данным, еще допожарной постройки, был одноэтажным, с большими окнами (их было девять по фасаду), украшен изящной колоннадой. В архиве Шухова сохранилось множество фотографий самого особняка и его окрестностей. На одной из них, снятой с крыши, виден угол двухэтажного особняка (№ 11) по другую сторону Неопалимовского, построенного в 1810-е годы. Этот дом сохранился до наших дней. За время своего существования он сменил несколько владельцев, но в истории остался только один из них, известный московский спирит Николай Львов. На одном из спиритических сеансов в его доме присутствовал Лев Толстой. В дневнике еще одного участника того сеанса, Н. В. Давыдова, сохранилась запись: «Сеанс не удался; мы сели, как оно полагается, за круглый стол, в темной комнате, медиум задремал, и тут начались стуки в стол и появились было фосфорические огоньки, но очень скоро всякие явления прекратились; Самарин (имеется в виду Петр Федорович Самарин, брат известного славянофила. – М. Б.), ловя в темноте огоньки, столкнулся с чьей-то рукой, а вскоре медиум проснулся, и дело этим и ограничилось... На другой день после сеанса Лев Николаевич подтвердил мне свое мнение о том, что в спиритизме все или самообман, которому подвергаются и медиум и участники сеанса, или просто обман, творимый профессионалами». Сам Толстой в результате своего неудачного спиритического опыта написал комедию «Плоды просвещения» – ее герои Звездинцев и Сахатов списаны с Львова и Самарина. Любопытно, что в советские времена в этом особняке работал Совет по делам религий при Совете министров СССР.
Далее Смоленский бульвар переходит в Смоленскую-Сенную площадь. До самой революции на ней шумел Сенной рынок, на котором, вопреки названию, торговали не только и не столько сеном, но еще и дровами и углем. Левая сторона площади, застроенная невзрачными двухэтажными домишками с лавками и простонародными трактирами в первом этаже, была уничтожена в середине XX века. В 1950-е годы построили жилой дом с кинотеатром «Стрела» (№ 23-25). Этот кинотеатр приобрел особую популярность в годы перестройки – на его базе был организован экспериментальный центр неигрового кино. В нем, в частности, прокатывали самый нашумевший документальный фильм 1980-х – «Легко ли быть молодым». В начале 1960-х построили соседний дом (№ 29) с большим универсальным магазином «Руслан». Дальше застройка прерывается небольшим сквером, по обе стороны которого стоят высокие гостиничные здания. В былые времена на месте дальнего от площади угла сквера стояла церковь Смоленской иконы Божией Матери, построенная в XVII веке. Церковью заканчивалась Смоленская-Сенная площадь и начинались владения Смоленского рынка. Источник.
[6] Елохово – это древнее село (известное с XV века), которое, став частью Москвы, превратилось в дворцовую Елоховскую слободу, а потом отдало свое имя Елоховской площади (в 1918-1992 годах – Бауманская площадь) и Елоховской улице, носящей в наше время имя Спартаковская (это название улица получила в 1919 году по имени революционной немецкой организации «Спартак»). Село Елохово (Елох или Ехалово) знаменито тем, что это родина святого Василия Блаженного, Христа ради юродивого и чудотворца. Родился юродивый в 1469 г ., а умер в глубокой старости, 83 лет, в 1552 г . Погребение его совершалось с большими почестями, царь Иван Васильевич с боярами нес гроб, а обряд погребения совершал митрополит Макарий. Похоронили святого у Троицкой церкви на Красной площади, и по открытии мощей его, над погребением возвели в 1588 г . придельный храм. С тех пор Троицкую церковь часто называют собором Василия Блаженного.
[7] После постройки храма Христа Спасителя ему был присвоен статус Московского кафедрального собора (второго после Первопрестольного Успенского в Кремле), но если вспомнить непростую историю его постройки и последующую судьбу – кто знает, стоило ли повторять возможные ошибки? В день, когда освящался нижний храм собора – Преображенский и совершалось первое богослужение во вновь отстраивавшемся храме, один из приглашенных на богослужение почетных гостей, Мстислав Ростропович «торжественно» заложил в стену собора капсулу неизвестного содержания. Заподозрить Ростроповича хотя бы в сочувствии Православию трудно. Можно только вспомнить «революцию с лицом Ростроповича», «случившуюся» так же 19 августа, на праздник Преображения несколькими годами ранее. К личности Ростроповича мы еще вернемся в одной из последующих Глав, а пока дадим краткую «информацию к размышлению»: 19 августа 2010 г ., интернет-сайт «Радио свобода» сообщает: «Сегодня в Москве пройдут мероприятия, посвященные памяти защитников Белого дома в 1991 году. На Ваганьковском кладбище будут возложены венки к могилам Дмитрия Комаря, Ильи Кричевского и Владимира Усова, которые погибли в ночь на 21 августа. После этого участники мероприятия планируют посетить Новодевичье кладбище, где почтят память Бориса Ельцина, Мстислава Ростроповича и Егора Гайдара, передает Интерфакс. В акции примут участие представители партии "Правое дело", движений "Солидарность", "Демвыбор" и "Август-91"». Если не считать трех безвинных жертв тех августовских событий, то перечень общественных организаций, сгруппировавшихся вокруг фамилий известных деятелей, давно набивших «демоскомину» большинству «дорогих россиян», о многом говорит. И еще один малоизвестный факт из жизни ныне покойного (отпевали в храме Христа Спасителя), несомненно, выдающегося музыканта и дирижёра, «Гражданина Мiра», «Посла Доброй Воли ЮНЕСКО», почетного гражданина многих городов мiра, командора различных рыцарских орденов Мстислава Леонидовича. Ростропович и его супруга, оперная певица Галина Вишневская всегда проявляли интерес к приобретению раритетов, когда-то принадлежавших Русской Императорской Фамилии. В книге Ф.Медведева «После России» в интервью с Галиной Вишневской так описывается парижская квартира М.Ростроповича и Г.Вишневской:
«Один из престижных районов Парижа. Улица Жоржа Манделя. Высокая металлическая ограда, за которой обитают миллионеры, банкиры, знаменитости. Ворота в дом, где на втором этаже живут Галина Вишневская и Мстислав Ростропович, распахнуты настежь. Ни замков, ни звонков, ни псов на цепи. Консьержки я тоже не обнаружил. “Смелые, однако, люди живут здесь”, — подумал я.
— Это Левицкий: “Екатерина Вторая”. Это Елизавета, очень известный портрет, может быть, рисовал Антропов. Но под вопросом. Это Петр I Моора, Царь позировал художнику. Представляете? Ведь монархов чаще всего рисовали по памяти. Это портрет Государя Николая II работы Серова, жаль, что руки как бы недописаны, но в этой незавершенности своя прелесть. А этот фарфор Императорского завода, редкий, в особенности статуэтки. Мебель собиралась по разным странам: Аргентина, США, Англия. В основном на аукционах.
— Какие замечательные шторы!
— Из Зимнего Дворца! Редчайшие! Дорожу ими очень. Раз в три года своими руками стираю, никому не доверяю эту прелесть. Там, наверху, Репин. Это Иванов — этюды к “Явлению Христа народу”. Правда, потрясающие?! Это Боровиковский, женский портрет, рядом мадам Бестужева. А это, взгляните, Алексеев. Ну, Венецианова вы, конечно, узнали. Это...
Это ее русский дом, здесь все из России. Когда Брежнев лишил гражданства знаменитых музыкантов, они стали искать постоянный приют. До этого ничего не покупали, жилье снимали» (М., 1992, с. 91).
В этой коллекции Ростроповичей был и большой обеденный стол из Ипатьевского дома, за которым трапезничали Святые Царственные Мученики. Однажды М.Ростропович давал концерт в Свердловском театре оперы и балета. Когда он узнал, что в театре находится обеденный стол из Ипатьевского дома, вместо гонораров за выступления в Свердловске он потребовал этот раритет и получил его.
[8] В аннотации к книге говориться: «Настоящая книга занимает совершенно особое место в мiровой литературе. Будучи посвящена оккультным исследованиям, она не меньшее место отводит философским, религиозным, культурным и историческим проблемам. Читатель, восхищенный огромной эрудицией автора, его изящной манерой изложения, почерпнет здесь сведения из области мистицизма, оккультизма, астрологии, алхимии, каббалы, истории масонства, розенкрейцеров и других секретных обществ». Книга переиздана издательством ВО «Наука», Новосибирск, в 1993 году тиражом 30000 экз. Такая вот «наука»…
[9] Лебедев Лев. Православное почитание Богоматери... В сборнике: «Тысячелетие почитания Пресвятой Богородицы на Руси и в Германии». Мюнхен–Цюрих. 1990. С. 65.
[10] Обухов переулок был переименован в Чистый в 1922 г ., затем носил название писателя Н. Островского, ныне историческое именование возвращено.
[11] Обух Владимiр Александрович (1870-1934), профессор, медик, лечащий врач Ленина и его родственников, революционный деятель, член Коммунистической партии с 1894 г ., член Московского комитета РСДРП(б). В дни Октябрьской революции проделал большую работу по организации медицинской помощи раненым революционерам. Много лет возглавлял отдел здравоохранения Московского Совета. По его инициативе был создан Научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний Академии медицинских наук, многие годы находившийся на этой улице. Улица носила его имя с 1934 по 1993 г .
«Когда-то переулок звался Грузинским (и ещё Кривогрузинским). По храму Покрова Божией Матери, в котором хранилась икона Грузинской Богоматери. В 1622 году она вместе с другими священными предметами была вывезена шахом Аббасом из Грузии в Персию. Там через семь лет икону приобрёл купеческий приказчик Степан Лазарев и пожертвовал её в монастырь около Архангельска. Прослышав о многих её чудесах, жители Москвы принесли икону в столицу во время холеры 1654 года и сняли с неё точный список, помещённый в церковь Троицы в Никитниках (храм сохранился до наших дней и находится недалеко от станции метро "Китай-город").
В Покровской церкви в Грузинском переулке находился также её список XVII века. Икона стояла в богато украшенном киоте, который был сделан "обещанием и вкладом царицы Прасковьи Фёдоровны и цариц Екатерины, Анны и Прасковьи Иоанновны и Натальи Алексеевны" в 1706 году. Золотой оклад иконы был украшен большим бриллиантом, четырьмя сапфирами и более чем 300 изумрудами. Драгоценности, конечно, большевики после переворота "национализировали", но сама икона сохранилась и находится сейчас в уже известном нам храме Петра и Павла у Яузских ворот.
Что касается храма, то впервые он упоминается в переписной книге 1620 года. Сергей Романюк в книге "Утраты" пишет, что перед тем её перенесли из-за линии крепостных укреплений, спешно возводившихся в связи с ожидаемым нашествием войск польского королевича Владислава. Каменное здание церкви было построено к декабрю 1693 года стрельцами – она иногда носила название "в Стрелецкой слободе" или "в новой Воронцовской слободе". В 1712-14 гг. её перестроили заново и возвели колокольню, а в 1872-75 гг. на средства купца С.А.Капцова построили новую трапезную. В храме были приделы во имя Гавриила Архангела и святого Николая Чудотворца.
Находился он на месте поворота бывшего Грузинского переулка. В 1932 году церковь снесли и на её месте построили типовое здание школы №656. После выселения школы, помещения заняли находящиеся поблизости учреждения. Источник.
[12] Переулок Обуха начинается между домами №10 и 12 по Воронцову Полю и проходит, изгибаясь почти под прямым углом, до Садового Кольца.
В доме №5 по переулку раньше располагалась Евангелическая больница, построенная в 1905 году (архитектор О.В. Дессин) на средства членов немецкой московской колонии. Медицинский персонал почти исключительно составляли немцы, но врачевали здесь людей любых национальностей и религий. Первоначально в больницу обращались преимущественно протестанты, но уже в начале XX века около 70% пациентов не принадлежали к евангелическим общинам. Бедных лечили бесплатно и пользовались они бесплатными лекарствами. Ныне здание занимает Институт мозга Российской академии наук. Источник.
[13] Бауман, Николай Эрнестович (Евграфович) (он же "Полетаев", "Грач", "Виктор", "Дерево", "Иван Сергеевич", "Макар Иванович", "Балерина", "Дядя Коля", "Сорокин", "Сарафский"). Родился 17 мая 1873 г . в сел. Поранский Завод близ Казани. По окончании 7 классов 2-й Казанск. гимназии в 1891 г . поступил в Казанск. ветеринарный ин-т, который окончил с отличием в авг. 1895 г . Прослужив затем недолго в качестве ветеринарного врача в Саратовском земстве, переехал в 1896 г . в Петербург, где примкнул к "Союзу борьбы за освобождение раб. класса" и вел пропаганду среди рабочих в Нарвском районе. Закончилась его революционная деятельность внезапно: он был убит 18 октября 1905 году ударом тяжёлого предмета по голове черносотенцем Михайлиным недалеко от главного здания Императорского Московского Технического Училища, названного впоследствии в его честь, на углу улицы Немецкой (ныне Бауманская) и Денисовского переулка, во время демонстрации, организованной МК РСДРП.
Похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище. Похороны Баумана превратились в грандиозную демонстрацию, использованную большевиками для создания боевых дружин и подготовки восстания.
[14] Лев Еимович Кербель родился 25 октября (7 ноября, по новому стилю) 1917 года в небольшом селе Семёновка Черниговской губернии, располагавшейся тогда на севере украинских земель Российской республики. Отец будущего скульптора — Кербель Ефим Абрамович, работал приказчиком, после Октябрьской революции вступил в РКП (б), служил в системе Росснабсбыта; мать — Кербель Зинаида Иосифовна, домохозяйка.
В годы гражданской войны семья Кербелей переезжала из города в город. После войны Кербели обосновались в Смоленске. Отец Льва Ефимовича получил работу в партийно-административном секторе, семье дали квартиру. В 1925 году Лев пошёл учиться в 5-ю смоленскую девятилетнюю школу имени Н. К. Крупской. Там он увлёкся биологией и планировал поступать на биологический факультет Московского Университета.
Интерес и явные способности к художественному творчеству у Льва Ефимовича открылись ещё в раннем детстве, в возрасте около 6 лет. Будущий скульптор вспоминал это так: «Когда умер В. И. Ленин, мне было чуть больше шести лет. Взрослые плакали – дед, мама. Тогда Ленин был больше Бога. Меня это так поразило и я начал рисовать. Скопировал с фотографии из журнала «Красная нива» то, как Ленин в гробу лежал. Рисунок увидел друг отца и сказал: «Слушай, он здорово нарисовал!» Наверное, с этого все и пошло.
В школе Кербель продолжал заниматься искусством, особенно лепкой. На одном из школьных конкурсов детского творчества он получил первую премию в виде фотоаппарата «Фотокор» за шуточную глиняную композицию «У самовара я и моя Маша». Первое серьёзное признание своего художественного таланта Лев Ефимович ощутил в 9-м классе (1933 год), когда барельеф с изображением В. И. Ленина его работы был высоко оценён на областном этапе олимпиады художественной самодеятельности. Этот творческий успех в дальнейшем сыграл важную роль в жизни молодого Кербеля, именно тогда он твердо решил стать профессиональным скульптором. По окончании Львом средней школы Смоленские областной отдел народного образования и областный комитет ВЛКСМ направили ходатайства в Народный комиссариат просвещения РСФСР с просьбой оказать помощь юноше в получении высшего художественного образования. В итоге в ведомстве посчитали необходимым пригласить молодого человека в Москву.
Зимой 1934 года Лев Кербель приезжает в Москву с целью показать свою призовую работу – барельеф В.И. Ленина – в Наркомпросе РСФСР. Там его принимает сначала сам нарком просвещения А. С. Бубнов, а потом и вдова Ленина, заместитель наркома просвещения Н.К. Крупская. Она направила Льва Кербеля с рекомендацией к директору ленинградской Всероссийской Академии художеств И.И. Бродскому, который почти сразу же решил показать юношу скульптору С.Д. Меркурову. Последний же дал очень хороший отзыв на конкурсную работу Кербеля, написав Крупской записку: «Тов. Кербель Л.Е. одаренный человек, и при систематической, правильно поставленной работе из него может выработаться хороший скульптор». […] На всех этапах своего творчества Л. Е. Кербель реализовывал принципы коммунистической идеологии в искусстве. Например, в работах «Трудовые резервы», рельефах «Парад победы», «Слушают Ленина» (гипс), 1948—1949; Сталинская премия первой степени (1950); портретах космонавтов; дважды Героя Советского Союза В. С. Петрова (мрамор, 1951), Героя Социалистического Труда К. С. Мухтаровой (мрамор, 1954), Дж. Эндикотта (бронза, 1957) — все в Третьяковской галерее.
Лев Кербель неустанно работал над образом В. И. Ленина, занимавшим ведущее место в иерархии жанров социалистического реализма. Лениниана Кербеля необычайно многообразна. Она состоит из всевозможных портретов вождя и монументов, включающих композиции на революционные темы. По его проектам были поставлены памятники В. И. Ленину в Москве на Октябрьской площади, Смоленске, Горках Ленинских, Кемерове, Краснознаменске, Полтаве, Сыктывкаре, Липецке, Софии, Гаване (в соавторстве с Антонио Кинтаной). Сейчас часть из них демонтирована.
Другим важным социальным заказом стал для Кербеля образ Карла Маркса. Памятники на площади Свердлова в Москве (Ленинская премия, 1962) и в центре немецкого города Карл-Маркс-Штадта, за который он был награждён правительством ГДР орденом Карла Маркса, а Академия художеств СССР присудила скульптору золотую медаль.
Среди его работ есть целый ряд надгробий: С. Бондарчуку, Э. Тиссе, Е. Фурцевой, М. Бабановой, Б. Лавреневу, адмиралу Головко, дважды Герою Советского Союза Драгунскому, Д.Ойстраху и многим других известным деятелям. Как бы ни были значительны достижения мастера, его творческие планы всегда шли дальше. Весной 1986 года Кербель завершает свою новую большую работу — монумент в честь 100-летия со дня рождения Эрнста Тельмана, ставший центром архитектурного ансамбля одного из рабочих районов Берлина. […] В 1964 году на киностудии «Центрнаучфильм» снят фильм «Первому коммунисту» о творчестве Л.Кербеля (режиссёр Томберг, Владимир Эрнестович). Кербель состоял во многих общественных организациях. Он являлся членом правления Советского фонда культуры, правления Союза художников РСФСР, президиума Госгражданстроя СССР, председателем Художественно-экспертного совета Министерства культуры РСФСР, входил в состав различных советов и жюри. Следует отметить, что он допускал копирование своих работ, выдавая их за оригиналы. Так, последняя его работа — памятник Петру I перед штабом Балтийского флота в Калининграде, установленная к 300-летию Российского флота, оказался копией памятника, установленного в Москве в 1998 году. Умер Лев Ефимович 14 августа 2003 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. Источник:
[15] Древнееврейский язык, на котором написаноподавляющее большинство книг Ветхого Завета, в библейские времена именовался "ханаанским" (Ис 19:18) и "иудейским" (Ис 36:11). В настоящее время установлено, что древнееврейский язык происходит от общесемитского корня и родствен языкам финикийцев, вавилонян, ассирийцев, арабов и сирийцев. Он принадлежит к сев.-зап. ветви этих языков, а именно к ее ханаанской семье. В современном еврейском квадратном шрифте буква «тав» напоминает русское «п», но в древних алфавитах, в древнем ханаанском и в финикийском, буква «тав» выглядела как крест, – либо как крест св. Андрея, либо просто как крест, как во всех финикийских надписях.
Финикийский алфавит, древний еврейский (не квадратный) и алфавит иврита. Как очевидно, из иврита исключены любые изображения креста.
Убедительная просьба автора: при копировании и цитировании не забывайте указывать ссылку на эту страницу
|