В древнем языческом мiре каждый город и каждое племя по-своему почитали собственного бога, на которого смотрели как на господина и повелителя.
При основании финикийских колоний главной заботой было отвести место служения богу-покровителю метрополии и сохранить постоянную связь с отечественным святилищем. Отсюда ясно, что Ваал, Вил есть не какое-нибудь определенное божество, почитаемое племенами язычников, а одинаковое название, даваемое всем верховным божествам как владыкам. Даже в таких именах, как Адонбаал – «Господин есть Баал», «баал» есть не собственное имя, а сокращенное название, имеющее в виду Баала данного города, дополненное соответствующим именем. То же самое можно сказать об имени бога Мелек в собственных именах и о называемых в Библии Баалах и Молохах. Подобно тому как Адон часто предшествует названию божества, точно так же каждый языческий бог мог быть назван Баалом. В некоторых местах, где культ Баала достигал особого развития, его имя делалось общеупотребительным, а также входило в состав имен верховных правителей: например, в имя вавилонского правителя Балтасара из династии потомков Сима, которая сменила хамитов – основателей Вавилона, лишив их надежды на всемiрное владычество.
Статуя Молоха с острова Кипра.
Вавилонская религия была политеистической религией природы и принадлежала народу, занимавшемуся земледелием в баснословно плодородной стране. Ежедневное движение светил и ежегодное возвращение времен года составляли для него причину всех жизненных радостей и надежд. Солнце и луна были олицетворением живущих на небе и царствующих над землей богов. Они воспринимались как властители людей, определяющие их судьбу, дарующие жизнь, поддерживающие ее и снова уничтожающие, цари и защитники страны. Отсюда имена богов в значении «господь», «владыка»: Ваал, Вил, Бел, Мардук, Молох, Мелек и пр.
Бела (белый бог - Ваал) в короне Осириса хеджет.
В древних надписях Бела называют «владыкой земли», повеления которого непреложны. Храм его – «дом горы». Считалось, что древневавилонские правители получают власть от Бела, так как ему принадлежит вся земля с живущими на ней людьми, в особенности – все демонические силы, ибо он к тому же царь духов. Для умилостивления Бела приносились кровавые жертвы.
Когда израильтяне завоевали Палестину, первоначально принадлежавшую ханаанским племенам, то по определению Иеговы должны были уничтожить всех местных жителей. Однако и в эпоху Царя Давида они еще жили среди израильтян. «В последующее время нравы Иудеев от близости и смешения с Хеттеями и другими Ханаанскими племенами так изменились к худшему, что, по слову пророка [Иезекииля], они как бы и самый род свой вели не от Авраама, а от Аморреев и Хеттеев (Иез.16:3,45)»,– пишет архимандрит Никифор [1]. Одно из израильских племен, которому при разделе досталась часть земли Ханаана, – колено Даново. Важно помнить об этом, когда мы будем говорить об этом колене в дальнейшем.
Ваал. Финикийский идол.
Оседлая городская жизнь ханаанских племен оказала существенное влияние на израильтян, которые до завоевания Палестины вели жизнь степную и пастушескую. Вследствие общности языка и интересов, а также путем заключения беззаконных брачных союзов, произошло как духовное, так и кровное смешение израильтян и язычников. Следствием этого был совершенный переворот в жизни и религии Израиля. Оказавшись в сфере ханаанской культуры, иудеи легко переняли и культ идолопоклонства.
Точками соприкосновения религий стали ханаанские святилища – «высоты» или «бамоты». В воспоминание патриархальных времен, когда служение Богу совершалось на возвышенностях, земляных холмах или искусственных насыпях из камней, ханаанские «высоты» были отмечены как принадлежащие Богу Израиля, и происходивший там культ идолослужения был перенесен на Него. Этому способствовала особенность религии потомков Сима, в которой имя Бога обозначалось лишь нарицательными именами. Имя Иеговы совпадало с ханаанским Ваалом, что первоначально означало «господин, владыка» и применялось также к Главе патриархальной семьи.
Ваал. На руках расскаленного идола иудеи заживо жарили своих младенцев.
Служение «высотам» способствовало обожествлению природы, которое постепенно вытесняло монотеизм. Этим путем в среду израильтян вошло почитание плодородия и, как следствие этого, ритуальная проституция и принесение кровавых человеческих жертв, в том числе и собственных детей. Идолослужение «высотам» – вот та «мерзость пред Господом», в которую вовлекали израильтян и другие народы смешавшиеся с ними потомки Ханаана.
Пророк Илия избивает жрецов Ваала.
Поклонение Ваалу было главным, и притом обычным, грехом древних евреев. Идолослужение ему сопровождалось большой пышностью. Жрецы, одетые в специальные одежды, для привлечения его внимания и милости, скакали вокруг жертвенника и испускали громкие крики, а в особенных случаях кололи себя ножами и копьями, обливаясь кровью. В 3 Книге Царств (гл. 18) содержится картинное повествование о том, как пророк Илия посрамил служителей Ваала.
Так побежденные некогда потомки Ханаана сделались духовными победителями над Израилем. И только остатки веры в истинного Бога, отрешиться от которого для израильтян было равносильно отречению от самих себя, удерживали до времени богоизбранный народ от его духовной и физической гибели.
* * *
Состояние мiра перед Пришествием Спасителя было таково, что уже никакие человеческие усилия не могли предотвратить его окончательной погибели, и только искупительная Жертва Богочеловека смогла восстановить Царство Божие на земле, которая готова была стать царством падших духов. «Распространивши на земле грех, эти темные силы ада как бы намерены были всю землю сделать своим достоянием, а людей – своими рабами. Царство сатаны есть царство вражды, нестроения, безначалия, безпорядка, насилия и страха. Таково состояние тех народов древних... Искупивши мiр, Сын Божий даровал людям благодатную силу освободиться от греха, если они сами того пожелают, – сделаться из чад тьмы чадами света; выйти из рабства сатаны в свободу чад Божиих. Примиривши людей с Богом, Спаситель наш примирил род человеческий и с мiром Ангельским. Ибо люди, сделавшись врагами Богу, стали чуждыми, как бы ненавистными для Ангелов, как чуждыми для духов светлых были темные духи. Можно сказать более: окончив победоносную брань за небо с отпадшими духами, Ангелы готовы были вступить в брань и с самими человеками, как с врагами Божиими. Эта брань могла бы иметь ужасные последствия... Снизу мiр человеческий был бы порабощаем и мучим темным царством духов, по свойственной им злобе; а сверху человеческий род, как враг Божий, должен был страшиться огненных мечей, которыми готовы были поражать его Ангелы света, по ревности их о славе Божией. Примеры порабощения и мучительства людей со стороны духов можно усмотреть в изобретении культов демонослужения, с жертвами бесам, ради умилостивления их, культов, отличавшихся или крайним развращением, каковы культы Венеры, Бахуса, или – крайнею жестокостью, каковы были культ Молоха, с сожиганием на его жертвенниках детей, культ индийских божеств, с сожиганием вдов после смерти мужей. [...] С пришествием Спасителя на землю началось освобождение несчастного человечества. Сын Божий, принесши Себя в жертву за людей, соединил их Собою, совоскресил и совознес с Собой на небеса и спосадил одесную Отца; Он соединил под Своим главенством и Ангелов, и человеков, составивши из них единую Церковь. [...] После совершения дела искупления Ангелы входят в блаженное общение с искупленными. Они делаются не только хранителями городов, храмов, обителей и семейств благочестивых, но всякого верующего... Вот плоды пришествия на землю Сына Божия, вот мир, принесенный Им на землю... мир с Богом, мир с Ангелами», – подводит итог евангельских событий св. Макарий (Булгаков) [2].
Состояние народа израильского накануне Первого Пришествия Мессии было весьма плачевно, во многом напоминая состояние современного народа Божия: «Наивысший расцвет Израиля был уже в прошлом, его независимость утеряна, а с нею исчезли и надежды на мiрское благоденствие и славу. Розовые мечты о могуществе, вызванные в душе народа блестящими царствованиями Давида и Соломона, мечты, которые могли еще на время сохраниться даже после падения монархии, давно померкли в темных тучах наступившего заката нации под влиянием суровой действительности чужеземного владычества. [...] Короче говоря, вожди Израиля стремились утешить свой народ, вознаградить его за все унижения, выпавшие на его долю в сфере материальной жизни, и поднять его на высшую ступень жизни духовной. Для этой цели они, строя и совершенствуя, создали сложный религиозный ритуал, чтобы с его помощью присвоить себе всю божественную благодать и сделать Сион святым городом, красой и центром царства Божия на земле. Подобные стремления и идеалы придавали общественной жизни все более и более клерикальный характер, выдвигая на передний план интересы церкви и делая жреческое влияние доминирующим. Царь был заменен первосвященником, унаследовавшим даже пурпурные одежды и золотую корону своего предшественника. Переворот, состоявший в том, что на смену светским властителям в Иерусалиме пришли первосвященники, аналогичен тому, который превратил Рим цезарей в Рим средневековых пап» [3]
Задолго до Пришествия Христа, которому по Закону принадлежит и царская, и первосвященническая власть от Бога [«иерей во век по чину Мелхиседекову» (Пс.109:4)], народ израильский разделился на сословия «талмидей-хахамим» (учеников мудрецов) и на «ам-ха-арец» (букв. «людей от земли», «массы»). Это своеобразное «классовое деление», при котором высшие общественные слои характеризуются не отношением «к средствам производства», но отношением к средствам культуры, или, точнее, к средствам религиозной идеологии, лежало в основе ветхозаветного сообщества в канун Пришествия Спасителя. Фарисейское отношение жреческой верхушки к «массам» характеризуют их слова: «... этот народ невежда в законе, проклят он» (Ин.7:49). Власть хранителей и толкователей Закона была абсолютной: отступникам и его нарушителям грозило неминуемое жестокое наказание. Тем более это относилось к тем, кто посягал на авторитет самих толкователей.
Во времена Первого Пришествия жреческие партии первосвященников и фарисеев, которых Евангелие называет «сребролюбивыми» (Лк.16:14), ради сохранения и преумножения личного благосостояния и власти, коварством и хитростью склонили народ Израиля на предательство Христа, связав всех соучастием в убийстве законного Царя: «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом. Один же из них, некто Каиафа, будучи на тот год первосвященником, сказал им: вы ничего не знаете, и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб... С этого дня положили убить Его» (Ин.11:47-53).
Что же заставило верховного первосвященника преподать мiру первую заповедь коллективистской идеологии, когда под лозунгом «всё для блага народа», интересы правителей-жрецов заставляют жертвовать «единицами», присваивая себе и право выбора жертвы?
С точки зрения первосвященников, Христос был грешником, ярко выделявшимся на общем фоне блюстителей буквы Закона и фарисейского благочестия: Он не умывал руки перед едой, исцелял в Субботу больных, расслабленных и даже воскресил мертвого Лазаря, но явил Себя как «слабовольный» Мессия, который, вместо того чтобы возглавить борьбу Израиля за политическую независимость, могущество и процветание народа, фактически отрекся от земного престола Давидова: «Царство Мое не от мiра сего; если бы от мiра сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан...» (Ин.18:36). Все это не отвечало страстям и чаяниям церковных вождей.
Однако на самом деле Христос не предлагал иные принципы толкования Закона и, будучи законным Правителем Израиля, его верховным Законоучителем и Судьей, объявил современных толкователей Закона несостоятельными лжецами: «Ваш отец дьявол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Всеми Своими словами и делами Он утверждал, что истинное содержание Священного Писания составляет богооткровенную тайну, которую нельзя познать механическим исполнением Закона: «Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф.11:20). Эти слова из уст Того, Кому принадлежала вся полнота власти над Израилем, были совершенно нестерпимы для иудейских священников, поскольку обезсмысливали право на существование института оберегателей и толкователей Закона и доказывали неправомерность их властных притязаний.
«Придут римляне и овладеют местом нашим и народом», – сказал Каиафа, подразумевая, что, если авторитет первосвященников и старейшин пошатнется, римляне станут править народом вместо них, не нуждаясь более в посредничестве. Судьба Царя была решена на собрании узкого круга посвященных, решивших убить Его чужими руками, сохранив жизнь Варавве – возмутителю общественного правопорядка и известному убийце.
Древний заговор Синедриона, о котором неоднократно предупреждали Израиль Пророки [4], был раскрыт Спасителем в притче о домовладельце и виноградарях. Вот как её толкует Блаженный Феофилакт Болгарский: «Человек “хозяин дома” есть Господь... Виноградник – народ Иудейский, насажденный Господом в земле обетованной... Ограда означает... закон, не позволявший иудеям смешиваться с язычниками... Точило – жертвенник, башня – храм, делатели – учителя народа, фарисеи и книжники. Отлучился Домовладыка Бог, когда перестал говорить евреям в столпе облачном... Время плодов наступило во времена пророков. [Ибо] посланные рабы – это пророки, которых различно оскорбляли виноградари, т. е. современные пророкам лжепророки и лжеучителя, недостойные вожди народа. Одних они били, как, напр., пророка Михея... других убивали... Наконец, послан был Сын Божий, явившийся во плоти... Но виноградари, увидевши Сына, сказали: “Это наследник, пойдем убьем его”. Так те самые иудеи, которые говорили: “Это – Христос”, они же и распяли Его. “Вывели вон из виноградника и убили”, – это значит: Христос предан смерти вне города. Но, как мы говорили, что виноградником называется [и] народ, то выражение вне виноградника означает и то, что... умертвили Сына Владыки вне виноградника... [т. е.] помимо желания безхитростного народа» [5] .
Ни десяток римских воинов, принимавших непосредственное участие в распятии Спасителя, ни наместник кесаря не являлись теми, кто мог принести в жертву божественного Агнца: такими жертвователями могли быть только первосвященники Церкви Божией, каковой на тот исторический момент являлась ветхозаветная Церковь. Слова, объясняющие смысл искупительной жертвы Иисуса Христа, промыслительно произносит тот же Каиафа: «Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино» (Ин.11:51-52).
***
Как это ни печально, но невольно приходиться отметить, что свойства ИМЕНИ, о которых мы уже писали, закон стяжания благодатных энергий, заложенный в сакральное содержание СЛОВА, во всей полноте проявили себя и в Истории Нового Израиля: в заговоре и предательстве русскими архиереями земного христа-Помазанника – Святого Царя-Искупителя (живой иконы Царя Небесного) Николая Александровича. О реальности ереси иконоборчества в Новейшей истории Церкви говорят не только открывающиеся сегодня данные из архивных источников, но и вольная (точнее сказать своевольная) трактовка смысла слов Апостола о Власти от Бога (Рим. 13:1-2) [6], которой придерживаются и активно внедряют в сознание народа некоторые современные богословы и церковные реформаторы. Впрочем, свершившаяся за несколько лет до церковно-государственной перестройки 1917 года "революция на Дискосе", о которой в силу своих обязанностей знали в основном только клирики, предопределила Екатеринбургскую Голгофу и дальнейшую судьбу как Царской Семьи, так и всего Царского Рода. Однако, есть и другие, как прямые, так и косвенные улики существования в Русской Церкви ереси иконоборчества, которая после Великого Раскола в католическом сообществе превратилась в “христианский” понтификат, в “христианское” жречество, в ересь папоцезаризма.
О существовании и серьезной угрозе "русского" папоцезаризма во времена Государя Феодора Алексеевича можно удостовериться, ознакомившись с материалами по «Истории России...» С.М. Соловьева: «Есть известие, что Симеон Полоцкий, не уживавшийся с [патриархом] Иоакимом, хотел употребить [патриарха] Никона орудием для его удаления и уговаривал своего Царственного Ученика установить в России четырех Патриархов на местах четырех Митрополитов, в Новгороде, Казани, Ростове и Крутицах, послать Иоакима Патриархом в Новгород, а Никона возвратить в Москву и назвать Папою» [7] (выд. - А.В.).
Да не подумает читатель, что автор пытается проводить искуственные параллели между историей Ветхого Израиля и Нового – они есть на самом деле! Есть сакральная связь между прообразом и образом, и отрицать это было бы безсмысленно и недальновидно! Более того: не ведающий своего прошлого, не достоин быть в грядущем, и, извлекая уроки из Истории, мы не только активно участвуем в созидании нашего СЕГО ДНЯ, но и охраняемся от искушений дня завтрашнего. Как и две тысячи лет назад, как и в начале ХХ века, так и в наши дни слова Апостола: «Блюдите, убо како опасно ходите» (Еф. 5, 15) – остаются предупреждением на все времена! Прискорбно, что они не были услышаны Русским Израилем в начале нового Смутного времени: по словам князя Жевахова «революция явила всему мiру портретную галерею революционеров, облечённых высоким саном пастырей и архипастырей Церкви». Об исторических параллелях, о существовании предателей Церкви прямо сказал и патриарх Московский и Всея Руси Кирилл на молебне у Храма ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 22 Апреля 2012 года: "С какой же благодарностью народ наш откликнулся на свободу верить! Как стали возноситься к небу Божии храмы на всем пространстве исторической Руси! Но и про этот Божий храм, перед которым мы стоим, те же самые, что кричали: «Ученики украли Его ночью!», – те же самые в момент тяжелейшего экономического кризиса говорили: «Зачем восстанавливать Храм Христа Спасителя? На эти деньги можно купить и сделать то-то, то-то или то-то». Находились и предатели в рясах – как и сегодня есть среди нас такие, которые говорят: «А зачем собираться для молитвы? Давайте забудем! Давайте сделаем вид, что сегодня в нашей жизни ничего не происходит». Происходит в нашей жизни, и очень значительное! Мы тогда восстановили Храм Христа Спасителя как символ возрождения Святой Руси, как символ нашей надежды, как символ нашей верности словам, что слышали мы от апостола и евангелиста Иоанна Богослова" (выд. – А.В.) [8] .
И сегодня церковный народ – соборный Богоносец и Хранитель церковной Истины [9] – должен быть как никогда бдителен!
После предательства и убийства Главы Церкви и Государства, Россия, подобно обезглавленному храму, стала доступна всем стихиям мiра сего, всем смутным веяниям и «вихрям враждебным»... Но! Не будем отчаиваться, видя ядовитые деяния «тайны беззакония», и не будем забывать, что Христос вольно пошел на голгофские страдания и искупительный Подвиг ради спасения Израиля. Во образ Первообраза этим же царским путем прошел на Небо Небес и наш Святой Царь. В осознании Его подвига лежит и залог ВОСКРЕСЕНИЯ нашего земного Отечества! «Покаянием и бдительностью, с БОЖИЕЙ Помощью, мы победим!» (Т.Н.Куликовский-Романов).
читать дальше>>>
|