Что такое Древняя Русь? Такой первоначальный вопрос совсем не праздный. Словосочетание «Древняя Русь» распространено не только в российской исторической науке, но широко используется в отечественном общекультурном обиходе.
При строго научном подходе к выражению «Древняя Русь», при его сопоставлении с такими словосочетаниями, как «История Древнего Мира», «Древний Египет», «Древняя Греция», «Древний Рим», мы видим очевидное хронологическое противоречие. Определение «Древняя Русь» в большинстве исследований относится к Руси IX–XIII веков по Рождестве Христовом, к так называемому домонгольскому периоду, по общемировой периодизации — к классическому Средневековью. Если же перед нами предметы «Древний Египет» или «Древняя Греция», то основным их содержанием являются события и материалы веков и тысячелетий до Рождества Христова. В большинстве европейских языков русским словосочетаниям «Древняя Греция», «Древний Рим» соответствуют выражения «Античная Греция», «Античный Рим»…
Этимология определений исторических терминов «Античность», «античный» и «антика», которые на русский язык переводятся как «древний» и «древность», связана со становлением в XVI–XVIII столетиях западноевропейской традиции научной периодизации мировой истории.
В ту пору в Европе в хрониках, в исторических трактатах уже почти полностью утвердилось летоисчисление, разбивающее всеобщую хронологию на два больших периода — «до Рождества Христова» и «после Рождества Христова», или совсем в светском употреблении — «до нашей эры» и «наша эра». Причем все события «до нашей эры» в этой системе летоисчисления в направлении большей давности шли по возрастающему числу лет в обратном порядке. Одно время некоторые ученые, тяготеющие к математике, года «до Р.Х.» даже обозначали со знаком минус, совсем как в термометре при обозначении температуры. Таким манером дух эпохи Просвещения пытался навязать исторической науке не свойственную ей математическую «точность», однозначность. Но принцип противопоставления — до и после — был введен в осмысление временного, исторического процесса.
Европейские хронисты и потом историки XV-XVIII столетий время близкое к их современности стали именовать «Новым Временем», «Модерном». Потребность в различении, в периодизации исторических времен вызвала к необходимости дать наименование и предыдущим эпохам. Так, например, английский историк и философ лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон (1561-1626) в одном из эссе 1605 года писал: «Провидению было угодно явить миру два образцовых государства в таких областях, как военная доблесть, состояние наук, моральная добродетель, политика и право, — государство Греции и государство Рима. Их история занимает срединную часть времен. Известна более древняя по отношению к упомянутым государствам история, именуемая одним общим названием — “древности” мира, равно как и последующая за ним история, именуемая новой».
Поскольку в западноевропейских языках понятие «древности» как правило обозначается терминами, производными от латинского слова «антикуус», которое, в свою очередь имеет греческие корни, Фрэнсис Бэкон указывает на относительно противопоставление нового и самого отдаленного времени. События до Рождества Христова стали определяться в этой периодизации как противолежащие, противоположные эпохе нового времени, «современности». Отсюда возникло и понятие «античность» в истории. При буквальном переводе греческое слово «антика» означает «крайняя противоположность настоящему, современному». И только как контекстуальный синоним ему было усвоено значение отдаленного прошлого — древности.
Однако даже самые «новые» эпохи со временем «стареют». Профессор истории и географии, создатель университета в Галле (Саксония) Христофор Целлариус (1634—1707) в 1688 году выпустил учебник «История Средних веков». Так в западной историографии впервые появился научный термин «Средневековье». Правда, этот период Х.Цилариус (Келлер) обозначил с начала Царствования Святого Равноапостольного Императора Константина Великого в 312 году и до падения Константинополя в 1453 году. По периодизации Целлариуса с этой поры начиналось Новое Время, а античность охватила собою историю всего языческого Рима.
Таким образом, условная граница Античности и Средневековья переместилась ближе к Модерну. С конца XVIII века — в XIX веке в части научного исторического сообщества конец Античности и начало Средневековья принято стало считать от времени «падения» Рима под натиском варваров в 476 году. И эта годовщина начала Средневековья, конечно, условна, как условно само понятие «Средневековье», она не признается общепринятым хронологическим рубежом во всех научных исторических школах. Некоторые сообщества историков вслед за Целлариусом продолжают считать, что эпоху Средневековья надо исчислять с позитивного, созидательного этапа — с возникновения христианской государственности, которая легла в основу политического бытия всех европейских стран V-XVI столетий. Другие ученые, напротив, полагают, что эпоха Средневековья наступила значительно позже 476 года, когда в Западной Европе завершился период так называемых «темных веков», начавшийся сразу после крушения Западной части Римской Империи…
Однако первоначальный смысл: «Античность» есть то, что крайне противостоит Новому Времени (а теперь и Новейшему) при любой периодизации сохраняется.
Славянское понятие «древность» и определение «древняя» в связи с Русью этимологически имеет иное значение, чем «античность-противоположность». Главная особенность цивилизации восточноевропейских и центрально-европейских славянских племен эпохи I–XI веков по Р.Х. состояла в том, что почти вся градостроительная материальная культура базировалась на деревянном зодчестве.
Античные культуры Древнего мира — Вавилона, Египта, Греции, Рима для нас славны многочисленными останками каменных и кирпичных строений, некоторые из которых, например, Египетские пирамиды или Афинский акрополь, дошли до нас близко к первозданному виду.
Городская деревянная культура в лесистой Центральной и Восточной Европе первого тысячелетия до Р.Х. и первого тысячелетия по Р.Х., конечно же, в силу природных особенностей дерева и здешнего климата не могла иметь такую сохранность. Дерево сгорает в пожарах. Дерево гниет до трухи, истлевает дотла в неблагоприятных условиях в считанные годы. Только отдельные исключительные деревянные артефакты переживают столетия, и почти никогда — тысячелетия. Но это вовсе не означает, что культура деревянного градостроительства по изобретательности, искусности, сложности была намного ниже каменного зодчества. Деревянному зодчеству соответствовала и многообразная инженерия. Деревянные инженерные сооружения — мостовые, стационарные, плавучие и разводные мосты, колодезных срубы, водоподъемники, подземные водопровод и канализация, наземных водостоки, различные воротных подъемные механизмы, например, в местах волоков на водоразделах, разнообразные гужевые транспортные средства в своем изготовлении требовали развитого мастерства, специализированного инструментария, досконального практического знания физико-технических свойств такого разнообразного природного материала, как дерево, его различных пород.
История Древнего мира и более поздних эпох Передней и Средней Азии, Севера Африки знает исчезнувшие «почти без следа» цивилизации, в основе которых лежало глинобитное зодчество. Необожженный, сырцовый кирпич, отличающийся, как и дерево, недолговечностью. И все-таки тщательные археологические раскопки XIX-XX веков указывают на высокую развитость подобных цивилизаций.
Вопрос о том, почему в значительной части Центральной и Восточной Европы севернее 50о широты в I–IX веках почти отсутствовало каменное строительство даже в качестве фундаментов для деревянных строений, мы рассмотрим ниже. Но здесь важно обратить внимание на то, что в славянском самосознании на уровне лексического понятия определения «древний», «древняя» связаны со свойствами дерева, древа. Древнее это то, что истлело почти без следа, но сохраняется в общинной памяти. Недаром в Церковнославянском Языке синонимом русского определения «древний» является прилагательное «ветхий», хорошо известное нам по словосочетанию «Ветхий Завет».
Однако в самой плоти древесного ствола физически содержится и образ времени — четкий счет лет, запечатленный в годичных кольцах. Весьма вероятно, что древнеславянское историческое летоисчисление больших периодов, эпох в несколько веков велось с использованием спилов могучих деревьев. Поэтому лексический корень, родственный дереву, древу, лег у славян в основу отвлеченного хронологического понятия «древность». Таким образом, не только ветхость дерева служила для формирования славянских представлений об очень давних временах, но и запечатленность потока лет в древесном стволе.
О большом значении дерева в бытии славян свидетельствует имя одного из крупнейших славянских племен, которое по местам обитания в лесах называлось «древляне». Главный город древлян именовался Искоростен. Стены, башни, воротные сооружения этого лесного города, видимо, для пущей скрытности были сложены из неошкуренных бревен, покрытых древесной корой. Стены из коры — Искоростен. Такой прием деревянного строительства сохранился до наших дней, именно так делают в тайге охотничьи избушки-заимки, чтобы меньше пугать дикого зверя близким присутствием человеческого жилья.
Одна из древнейших и основных форм славянского внегородского поселения именуется деревней. Начиная с давних эпох и до конца XVI — начала XVII веков при подсечно-огневом устроении пашни и огородов деревни были довольно «мобильными», «кочующими» селениями. При интенсивном хозяйствовании за восемь-десять лет происходило почти полное оскудении почвы в самой отдаленной от жилья округе, доступной для часового пешего перехода. Большее расстояние от жилья до пашни по затратам драгоценного в страду времени делало землепашество нерентабельным. Об этом свидетельствует страдная пословица, по которой «день — год кормит». Тратить ежедневно более двух часов на дорогу русский сельский труженик не мог. Ему требовалось беречь и светлое время суток, и собственную физическую силу.
За год, за два до полного оскудения старой пашни часть деревенских хлеборобов отыскивали новые места, там выжигался и выкорчевывался лес и устраивался починок — временное сезонное жилище для деревенских работников. Когда выяснялось, что земли починка благоприятны для земледелия, на старом месте разбирали крестьянские избы, амбары, скотники, сараи и другие хозяйственные постройки, их перевозились или чаще переплавлялись по многочисленным рекам и озерам на место починка. Вместе со скарбом туда доставлялись и деревенские семьи. «Переезжало» и само имя деревни, иногда с приставкой «Новая» — была Гарь, становилась Новая Гарь. Именно так испокон веков осваивались громадные лесные пространства Руси. По мере их освоения выбор новых мест ограничивался, деревня могла возвращаться восвояси через десятки лет, когда на старом месте после многолетнего запустения почвы естественным образом полностью восстанавливались. Тогда «кочевавшее» по двум трем местам имя деревни Жар становилось Старым Жаром.
Русь древних эпох по праву могла именоваться не только страной городов — Гардарикой (так ее называли северные германцы), но и Русью Деревенской, то есть и тут по смыслу — Древней Русью.
читать дальше>>>
|