Гой еси, Илья Муромеец, Илья Муромец, сын Иванович!
 
Священная граница Новый Иерусалим Тайна московского «Древа сефирот» Обратная сторона Земли Площадь Воскресения России
  
           
на Главную версия для печати  карта сайта сохранить в формате
 
   
ОТЕЧЕСТВО

...Человеческая жизнь сосредоточена в государстве, имеющем своеобразную форму, которую придает ему граница. Известно, что влияя на проницаемость границ государств, можно также влиять на жизнь соседних территорий... Понятие границы священного пространства встречается практически у всех народов древнего мира...

wq

ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ

.Каждый языческий народ имел (и имеет) не только государственную религию, но и другую, к которой имела доступ только философская элита. Многие из этих культов исчезли, так и не раскрыв своих секретов, но некоторые выжили, и их мистические символы сохранились до сих пор. Такую тайную государственную доктрину имела и «ленинская гвардияв...

 wq

НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ

«Так всё, — пишет Н. Каптерев,— что прежде давало Константинополю значение главы, столицы всего православного мiра — достоинство царское, достоинство патриаршее, обильная и всеми чтимая святыня — все это теперь было перенесено в Москву....WQ

wq

ОБРАЗ МИРА

«В непривычной развертке поверхности Земли «треугольник вершиной вниз» как подобие аналогичного треугольника «мiра элементов» в «Древе сефирот» образован материками: верхняя группа, в которую входят Австралия, Евразия и Африка, центральная – Северная Америка, и нижняя – Южная Америка. ....WQ

 wq

ИЛЬИЧ БЕССМЕРТНЫЙ

«Сакраментальная фраза Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых» стала для большевиков руководством к действию. В грандиозную мистерию с мертвецом в главной роли были вовлечены миллионы граждан. Кощунственно переиначивая христианскую традицию поклонения святым мощам, большевики навязали живым людям – смерть, омертвляя их души, миллионы пособий и цитат – омертвляя умы, десятки тысяч памятников – омертвляя жизненное пространство....WQ

 wq

ЖРЕЦЫ ВИЛА

«В конце 1937 года, когда внезапно и почти одновременно скончались Воробьев и Мельников-Разведенков, также принимавшие участие в бальзамировании Ленина, руководство всей Лабораторией Мавзолея перешло к Борису Збарскому. По его инициативе была организована специальная лаборатория, подчиненная непосредственно НКВД. Ее деятельность носила глубоко конспиративный характер, и в открытую печать достоверная информация не поступала....WQ

 wq

МАТИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Явления Богоматери на Русской Земле начиная с XII века и до ХХI... .

Список Русских монастырей с Ее чудотворными иконами...WQ

 wq

БИБЛИОГЛОБУС

Книги и статьи, видео- и аудиоматериалы, так или иначе связанные с тематикой сайта....

wq

ДЛЯ Ваших СООБЩЕНИЙ и отзывов: СЮДА!!!
     
Найти: на

Гой еси, Илья Муромеец, Илья Муромец, сын Иванович!

А.Г. Виноградов


Народ - подлинный творец истории. Она нашла свое отражение в песнях, легендах, сказаниях и былинах. В них выразительно показывается мудрость и устремления народа, его отношение к событиям общественной жизни.

В 19 веке на Севере были обнаружены старинные эпические песнопения, знавшие и Владимира Святославовича и Владимира Мономаха, которых объединяли в обобщенном эпическом образе "ласкова князя Володимера Красно Солнышко стольнокиевского". Илья Муромец

Владимиров цикл былин имеет чрезвычайную важность - он первый развернутый памятник русской литературы дошедший до нас. Сложен он ещё в 10 веке, на одно - два столетия раньше, чем датируются дошедшие до нас летописи, а если учесть, что многие из них дошли в списках 17-19 веков, то ясно насколько ценны сведения былин. Былинным столичным городом Руси всегда является Киев, а великим князем киевским - всегда "ласковый князь Владимир", что затрудняет датировку былинных сюжетов, но не делает её безнадежной.

Например, восстание киевлян в 1068 г., когда половцы Шару-кана разбили киевских князей, и те бежали из Киева, а князем стал Всеслав Полоцкий, описано в былинах про Волхва Всеславича. Также известно, что Садко - он же Садко Сытинич, поставил церковь Бориса и Глеба Новгороде в 1167 г. В былинах встречаются следующие имена действующих лиц, которые с разной степенью вероятности могут быть сопоставлены с реальными историческими деятелями, известными нам по летописям: Вольга - Олег Святославич (975-77 г.), Добрыня Никитич (944-990 г.), Глеб (1078 г.), Апракса королевишна - Евпраксия. сестра Мономаха(1095-1109 г.), Козарин(1106-1113 г.), Ставр Годинович - боярин Ставр Гордятич (1069-1118 г.), паломник Даниил (1107 г.), боярин Путята (1113 г. - но был и в 989 г. в Новгороде), Садко (1167 г.), князь Роман (1205 г.). Упоминаются половецкие ханы-Шарукан, его сын Отрак и внук Кончак, хан Сугра (1107 г.), Тугоркан-Гугарип Змеевич (1096 г.) и другие.

Но наиболее известный былинный богатырь Илья Муромец оказался не связан с известными по летописи историческими личностями. Неясно, когда он действовал. Б.Л.Рыбаков считает, что большая часть былин про Илью Муромца относится ко временам Владимира 1 Святославича (990е годы), а часть (былины о ссоре с князем) к правлению Владимира 2 Мономаха. Уточнить это сложно, так как многие события проходили как при Владимире 1, так и Владимире Мономахе. Войны со степняками вели: Владимир 1 с печенегами, а Владимир Мономах с половцами. Войны с Византией вели и Владимир 1 и Владимир Мономах (при нем Причерноморская Румыния была включена в состав Руси). Поэтому эти сюжеты не могут помочь в датировке действия былин. Но как указывает Б.А.Рыбаков, именно при Владимире 1 прокладывали "дороги прямоезжие" и именно при нем проводились "пиры застольны". Заставы богатырские строились также по решению Владимира 1. Поэтому к этому же времени должна относиться поездка Ильи Муромца в Киев и расчистка им дороги прямоезжей. Тем более что когда Илья Муромец приехал в Киев, богатыри находились в самом Киеве, а не на заставах, которых еще не было. Сватовство Владимира с участием Дуная и Ильи Муромца также проходило при Владимире 1 в 988 г.

Однако, некоторые былины непосредственно связаны с правлением Владимира II Всеволодовича Мономаха (соправитель при Всеволоде Ярославиче 1068-1093 г. и великий князь и царь Руси 1113-1125 г.). Так во многих былинах упоминается Апракса королевишна-сестра Владимира Мономаха - Евпраксиния, в 1083-87г, жена маркграфа Штаденского Генриха, а затем в 1088-95 г. жена императора Генриха IV и императрица Священной Римской империи, королева Германии, Италии, Бургундии - Адельгейда германских хроник. В 1095 г. она сбежала от мужа на Русь, где и жила до 1109 г. То есть события этих былин проходили в период 1095-1109г г. В некоторых былинах про Илью Муромца упоминается множество церквей в Киеве, что могло быть при Владимире Мономахе, в то время как при Владимире 1 Русь была только что крещена.

Илья Муромец. Икона

Но посмотрим, кем знают былины Илью Муромца. Илья Муромец, не просто богатырь. Он зовется "старой казак". Термин "старой" в русских документах 10-11 в. применялся в значении - старший, главный. То есть Илья Муромец был главнокомандующим русских войск, об этом же говорят и его доспехи: "Одевает латы кольчуги золоченые ". Илья Муромец отличался не только в службе на Родине. По былинам он три года служил "у тальянского короля", то есть возглавлял армию, расположенную в Италии. Когда это могло быть? В 983 г. имперский сейм в Вероне принял решение изгнать из Италии греков и сарацин. Русь тогда была во враждебных отношениях с Византией и могла послать войска на помощь империи. В 1004 г. император Генрих 2 завоевал Ломбардию и сжег столицу Италии - Павию.

В 1016 г. русские войска высадились в Сицилии и Апулии, и в битве при Каннах греко-русская армия полностью разгромила соединенные силы лангобардов и норман. В 1090-98 г.в Италии воевали армии императора Генриха 4- мужа Евпраксинии Мономах. То есть Илья Муромец мог служить в Италии или в 983-1019 г. или в 1090-95 г.

Судя по былинам, Илья Муромец вел себя по отношению к властям довольно заносчиво, несмотря на попытку его заточить. Так в былине "Илья Муромец и голи кабацкие" рассказывается о том, как пришедший из Галича, под видом калики, Илья Муромец устраивает массовую пьянку и беспорядки в Киеве, сопровождающиеся разрушением зданий, а затем сообщает князю Владимиру:

Получай -ко сумму за зелено вино
Ты с донского казака ли с Ильи Муромца.
Я пойду теперь старик во чисто поле,
И на ту пойду дорогу на Латынскую,
И на ту пойду заставу богатырскую.

То есть, помимо известных богатырских застав по Днепру и Донцу, богатырские заставы стояли на Латинской дороге у Галича (вероятно центром этих застав был Великий Лвов, нынешний Львов, столица князей Галичины, крепость основанная войнами из рязанского Старого Лвова) и они тоже подчинялись Илье Муромцу. Подобное свободное отношение к князю Владимиру соответствует тому положению, при котором Владимир Мономах и предшествующие ему Всеволод и Святополк зависели от мнения киевских бояр, думы, населения неестествен но, воевод. Они могли не пустить князя на киевский престол - как дважды поступили с Владимиром Мономахом в 1093 г. и 1097 г., или призвать, как призвали его в 1113 г.

Исследователи считают, что Идолище - половецкий хан Итларь. Надо учесть, что Владимир Мономах заключил 19 миров с половцами. И лишь хан Итларь в 1095 г., на пиру в Переяславле, у Владимира Мономаха, был убит боярином Славятой и воеводой Ратибором. Вероятно, один из них и есть Илья Муромец былин мономахова времени. Скорее всего, это воевода Ратибор, так как в 1116 г., после войны с Византией - русские власти "посажа посадники по Дунаю", а в 1117 г. князь Вячеслав Владимирович и воевода Фома Ратиборич пытались с Дуная взять Доростол (Силистру) и посадить внука Мономаха на трон в Константинополе. Былины же говорят о чистке Ильей Муромцем дороги к Царыраду.

Былины называют основные деяния Ильи Муромца - это обеспечение безопасных путей из Руси в другие страны. Так в онежской былине "Три поездки Ильи Муромца" говорится, что Илья Муромец прочистил дорогу Латынскую, дорогу от Киева к Чернигову и от Киева ко Царю-граду.

Интересно, что былина говорит о походах в более широком диапазоне, чем летописи, которые не сообщают о действиях по "расчистка дороги ко Царюграду". Всвязи же с Латинской дорогой по летописям известны лишь походы на ятвягов и белых хорватов в Прикарпатье Владимира 1, разгром Владимиром Мономахом Волыни, Венгрии, Галича после мятежа 1117 г. и походы в Венгрию в 1121 - 23 г. Но по "Хронике" Стрыйковского: Владимир 1 - в 989 г.- захватил Херсонес, Кафу и всю Таврику. Затем он воевал с Польшей (поход на Радом), перейдя Дунай, за один поход покорил - Болгарию. Сербию, Хорватию, Седмиградию (Трансильванию), Вятичскую, Ятвяжскую, Дулебскую земли и землю Волохов, Мултан и татар Бобручцы (т.е. Румынию). Ранее все они платили подати грекам. Видимо это и была расчистка дорог Латинской и Цареградской. Правда, в наших летописях известен только один поход с подобным охватом территории - это поход войск Батыя к последнему морю в 1240-42 г. Но и Владимир Мономах также завоевал Кафу и Фракию у греков.

Запомнилось былине и то, что, уходя по старости с поста Илья Муромец: Да воздвигнул живот в славный Киев град. Да построил он церковь соборную, Соборную да богомольную. Соборная церковь святого Ильи в Киеве на Подоле известна тем, что по летописи в 944 г. воины в ней приносили присягу соблюдать мирный договор с Византией. Либо Илья украсил храм, либо тексты договоров относятся к более позднему времени (модифицированы).

Но если неясно как в летописях отражен Илья Муромец, то вероятно ясно, откуда он родом - из города Мурома, из села Карачарова. Однако история Мурома, если на неё внимательно посмотреть, производит странное впечатление. Будто речь идет о двух разных городах, события в которых повторяются и внешне никак не связаны между собою.

Считается, что впервые Муром упоминается под 862 г., в известии о призвании варягов на Русь. Но свидетельство это спорное, упоминается не город, а народ мурома. О народе муроме в "Повести временных лет" сказано: "а по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой ". О муроме говорится и в "Житии Константина Муромского", составленном в 16 в. Но как утверждает современная археология: выделенная культура муромы - фактически вариант культуры мордвы, в 10 в. на её землях появляются славянские переселенцы и к концу 11в. мурома была полностью ассимилирована русскими. Так что, возможно, нельзя говорить о отдельном народе муроме на Оке. Из других народов в "Толковой Палее" и поздних списках русских летописей, среди племен по Оке, указан народ- мещера. Курбский в 16 в. считал, что мещера - мордва. Археологи утверждают, что к 11 в. мещера ассимилирована русскими, хотя мещеряки как этнос существовали и в 20 в. Археологически выделена отдельная культура в Рязано-Окском бассейне (до Касимова). О её населении ничего на известно из летописей, ученые считают, что это балто-мордовское смешанное население или местные аборигены, потомки городецкой культуры. К ней относилось поселение Старая Рязань в 6-8в. (с 8-9в. заселено славянами). Возможно, это и была летописная мурома.

Однако вероятно, что город Муром в 862 г. существовал. Далее в 980-1015 г. он входил во владения Владимира 1, затем был передан в удел Глебу Владимировичу (земли которого простирались до Рязани), после чего город управлялся киевскими великокняжескими, а затем черниговскими наместниками. И это при том, что рядом с Муромом имелись Ростово-Суздальские князья.

Затем в Муроме княжил до 1130 г. брат Олега Черниговского - Ярослав Святославович, в 1130-46 г. его сыновья: Юрий Ярославович, Святослав Ярославович, Ростислав Ярославович. В 1146-74 г. - княжил Юрий (Георгий) Владимирович, внук Ярослава Святославовича. Далее правили в 1174-1228 г.- Владимир Юрьевич и Давид Юрьевич. В 1228-39 г. - княжил Юрий Давидович, а затем в 1239-48 г. его сын Ярослав Юрьевич. Далее муромские князья не известны.

Но в 1351 г. - Юрий Ярославович - «обнови град свой, отчину свою Муром, запустевший отдовна" (т.е. при деде Юрия города Мурома не было, вероятно за 70 лет до этого город был по какой-то причине заброшен и в 1351 г. основана новая крепость). В том же 1351 г. - Муром захватил Федор Глебович (откуда он взялся историкам не известно), после 1392 г. - Муром удельное владение Московского княжества. А с 1408 г. Муром управлялся наместниками Московского князя. В Списке Русских городов, составленном в 1389-92 г., Муром относился не к Рязанским городам, а к Залеским, как Москва, Владимир или Вологда. Вероятно, он никогда не входил в Рязанское княжество.

Хотя в летописях нет указаний, но в житиях святых рязанской епархии указываются муромские князья: Петр Муромский, Константин и их сыновья Михаил и Федор, которые ввели христианство в Муромском крае и по Оке в 12-13 в. Подтверждается это и местной археологией. Между тем епархия в Муроме (Муромское епископство) была уже в 11 в. Вообще, историки путаются с датами строительства храмов в Муроме, по киевским летописям храмы строились в 10-11 в. (т.е. при Владимире 1 и еще до создания епархии), а по местным рязанским летописям и житиям в 1202-34 г. (то есть через двести лет после создания и успешного функционирования Муромского епископства, лишь в 14 в. замененного Рязанским).

Вероятно, имеет место смешение двух городов - одного в Черниговском княжестве - былинного Мурома, а другого на Оке, залеского Мурома, созданного как подобие первого и восстановленного в 1351 г.

К событиям, происходившим в первом, былинном Муроме, можно отнести битву Олега Святославовича со Святополком Изяславичем в 1096 г., когда Святополк и его союзник Владимир Мономах изгнали Олега из Чернигова. Тогда разбитые Олег и половцы ушли из Чернигова в Муром. Затем он занял Ростов и Суздаль, а половцы остались воевать в степях. Олег опять был разбит в Поочье и сохранил только Новгород-Северский.

К событиям в былинном Муроме относятся и то, что в 1088 г. и в 1189 г. Муром был взят и разграблен болгарами. Войны с болгарами вели Юрий (Георгий) Владимирович в 1146-74 г., Владимир Юрьевич и Давид Юрьевич в 1174-1228 г., они же воевали и с Рязанью. При Юрии Давидовиче в 1239 г. Муром сожгли войска Батыя. Муром же залесcкий основан вероятно в 11 в., так как сведений о археологии Мурома 10-11 в. - нет. Как сообщают археологи: не приведено убедительных доводов в защиту тезиса о русском городе Муроме (с 862 г.), муромское селище 8-9 в. очень маленькое, рост его начался только в 11 в. и связан уже с деятельностью русских переселенце в. Чаадаевское городище у Мурома считается тем районом, где имелся старый город. В нем найден один из крупнейших в мире кладов арабских монет - 45,2 кг. дирхемов 715-933 г. выпуска (т.е. зарытых после 933 г.), рядом с Муромом нашли 200 дирхемов зарытых после 996 г. Вообще в бассейне Оки найдена треть арабских дирхемов Восточной Европы. То есть обстановка на этой важной торговой артерии тогда была достаточно беспокойная. Но кладов 11 в., когда по сведениям археологов вырос русский город Муром, нет. К 12 в. это был крупный город, о чем говорит участие его войск в походе Андрея Боголюбского на Новгород в 1169 г. - «придоша суждальци съ смольняны и с торопьцяны, муромцы и рязаньцы с полоцяны." (Интересно, что правившие по летописям в Муроме князья черниговского дома в этом походе не участвовали, что объяснимо, если представить, что правили они другим Муромом)"

 

Кроме вышеуказанного похода и строительства храмов в 1204-34 г. в Муроме на Оке происходили следующие события: в 1036г., как гласит Софийская первая летопись -"разгневася (на посадника Новгорода-Константина Добрынича) великий князь Ярослав и поточий в Ростов и на З-е лето повеле его убити в Муроме на реце Оце". Вероятно это первое упоминание Мурома на Оке. Тот факт, что летописью подчеркнуто его нахождение на Оке, свидетельствует о существовании другого города - просто Мурома, как Ростова и Ростова на Дону.

В дальнейшем в 1103 г.- мордва победила князя Ярослава муромского. В 1164 г. состоялся поход суздальцев и муромцев на волжских булгар. В 1281г. - город сжег князь Андрей Городецкий из Городца у Нижнего Новгорода, а в 1288 г. - город сожгли гагары, и он запустел пока не был восстановлен в 1351 г., когда Юрий Ярославович - "обнови град свой, отчину свою Муром, запустевший отдовна".

Что касается войн Мурома с болгарами, то интересно, что болгары почему-то в 13-15 веках Муром не атакуют, как и муромские князья не воюют с ними, хотя в летописях болгары упоминаются. Тем более непонятны войны Волжской Болгарии с Муромом при одновременном указании скандинавских и иранских источников на её вассальное положение в составе Руси в 10-12в.

Все дело в том, что помимо Дунайской Болгарии (Бьлгария) и Волжской Болгарии (Булгария, Татария), существовали: Великая Болгария на Кубани (ныне от неё осталось лишь русское наименовании местности и народа в истоках реки Кубань -Балкария (в 16в. Балгария, Болгарские кабаки) и известная всем русским летописям Черная Болгария (Внутренняя Болгария арабских авторов 8-12 веков).

Археологи считают, что салтово-маяцкая культура (750-920гг.) - у верховьев Дона. Оскола и Сев.Донца - аланская, а на Дону и в Поднепровье - болгарская. Как говорит Б.А.Рыбаков - внутренние болгары жили в 8 - 9веках от моря до слияния Донца с Осколом. По Ал-Хорезми в 817-836 г. и по иранским источникам в 943 г. христианское племя венендеров жило в Венендерских горах (Донецкая обл.), Как определил Б.А.Рыбаков - это болгары-онногундуры. Кроме них у Нижнего Днепра и от Черного моря до Среднего Дона жили кочевники - внутренние болгары (черные болгары русских летописей). То есть воевать с болгарами в степях можно было без особенных проблем. Что, же касается их языка, то известный персидский географ - Истахри писал, что язык хазар не похож на язык тюрок или персов, а такой же как у болгар. То есть в 8в. болгары по языку были не тюрки. Отметим, то что собственных хроник Волжской Болгарии не сохранилось, а сведения берутся из русских летописей, где говорится о походах князей или половцев на болгар и об их ответных походах на Русь и половцев, но не на мордву, что должно было бы быть, если бы большая часть сведений относилась не к Черной Поднепровской Болгарии, а к Волге. Видимо именно с этими болгарами связано большинство указаний летописи. Например, в 897 г. - венгры в Причерноморье были вырезаны болгарами и печенегами (венгры находились в нижнем Поднепровье в 822-897 гг.). И поход Владимира 1 и Добрыни на низовских болгар и 984 г. Б.А.Рыбаков определил их размещение в низовьях Днепра.

О том, что существовало два города Мурома, говорит и тот факт, что в Муроме после Владимира 1 правил Глеб Владимирович, сын Владимира 1. Однако надо заметить, что если это Муром на Оке, то неясно, чем именно этот город лучше Суздаля, например. И за что Муром был выделен в удел. Ведь все остальные города, полученные сыновьями Владимира 1, были центрами больших княжеств: Новгород-Ярославу, Полоцк (Кривичи) - Изяславу, Туров (Дреговичи)- Святополку, Ростов-Борису, Белгород (Древляне) - Святославу. Владимир (Волынь) - Всеволоду, Тмутаракань - Мстиславу, Смоленск - Станиславу. II лесков-Судиславу. При этом непонятно какое значение должен был бы иметь Муром на Оке. и почему именно его, а не Городец, Кострому или Рязань сделали центром удела. И почему не отдали в удел Глебу - Волжскую Болгарию, которую, например, предлагали взять Олафу Святому взамен помощи по возврату короны Норвегии.

 

То, что в 10-12 в. на севере основывали города переселенцы с юга известно давно. Археология говорит о том, что в 11-12 в. наблюдается наплыв переселенцев из южной России в рязанское и муромское Поочье. Кстати, Муром на Оке основан у алебастровых Перемиловских гор, таких же как меловые горы юга России, хотя почва вокруг суглинки. Достаточно вспомнить киевскую Лыбедь и реку Лыбедь, на которой стоит Владимир, Лыбедь, Трубеж и Почайну в Рязани, что бы было ясно-переселение шло не только с севера на юг, на "заставы богатырския", но и с юга, из Киева и других городов. В рязанской земле имелись в 14в. города - Торческ (торки размещались по р. Роси у Канева), Переяславль на Трубеже, Глебов (видимо владельческий город князя Глеба).

По списку русских городов, составленному в Киеве в 1392 г. одинаково назывались: Белъгород-болгapский и Бельгород-киевский (кроме того Белгород на Донце и Белгород рязанский), Романов-болгарский и Романов-залеский, Хотень-болгарский и Хотен-киевский, Звенигород-подольский и Звенигород-залеский, (Переяславль Русскыи-киевский и Переяславль на Трубеже-рязанский, и Переяславль Залеский, Юрьев-киевский и Юрьев Польскыи-залеский (кроме того Юрьев в Эстонии-Гарту), Вышегород-киевский и Вышегород-залеский, Куреск на р.Тускоре-киевский и Куреск-залеский, Изборско-волынский и Изборьско-залеский и Избореск-литовский, Лвов Великии-волынский и Старый Лвов-рязанский (отсюда правда следует, что нынешний Львов основан как крепость, населённая войнами из рязанского Львова), Володимерь-волынский и Володимер-залеский, Дорогобучь-волынский и Дорогобужь-смоленский, Галичь-волынский и Галичь-залеский, Свинеск-волынский и Свинеск-рязанский, Любутеск - литовский и Любутеск-залеский, Морева-литовская и Морева-залеская, Оболенеск -литовский и Оболенеск-смоленский. Стародуб-литовский и два Стародуба-залеских, Ржова-литовская и Ржова - залеская, Чёрнгорд-болгарский и Чернъгород-киевский, Лукы - литовские и Велиль Лукы-залеские, Копорья-литовская и Копорья-залеская, Ростов-залеский и Ростовесь-киевский, Мьстиелавец и Мстислав-смоленский и Мстиславль-залеский, Корочюнов (Карачюнов) -болгарский и Карачев-литовский.

Кроме того, имелись Корсунь на р. Рша-киевская (Корсунь-Херсонес), Тмуторокань - киевская (Тмуторакань-Тамань), Самара-литовская (Самара - Снепород), Бобруеск-рязанский (Бобруйск в Белорусии), Колывань-волынский (Колывань-Таллин), Белая Вежа на Сейме (Белая Вежа на Дону), Торческ-рязанский (Торческий на Роси), Глебов-рязанский (1 лебль - черниговский), Тверь (Тивер на Днепре у Канева), Ярославль на Волге и Ярославль - галичский.

Так, что в возможности существования двух Муромов ничего необычного нет. В том, что Муром былинный не упоминается в списках городов русских, составлением в 1392 г., нет ничего странного, город мог быть уже разрушен (последние князья известны лишь в 13 в). Кроме того в список включены только крепости, находившиеся в ведение» Киевского митрополита, если же в поселениях (посадах) их не было или относились они к другой митрополии- Сарской, то и не упоминались. Так в 1177 г. упоминается Воронеж - Воронаж, в 1238 г. и в 1395 г.- Елец, но в списке их нет. Отметим, что из черниговских городов, упомянутых в 14 в., сейчас неясно, где находились города: Чемесов, Утешков, Кляпечь, Ковыла, Сал, Песьи кости, Ничян на Пеле, Коршов на Сосне. В целом же в Чернигово-Северском княжестве в 1503 г. было 319 городов и 70 сельских волостей, а в 14 в. в списке киевских (и черниговских) городов указано всего 68. Но где же находился былинный Муром, можно ли его найти? Обратимся к самим былинам. Так в онежской былине "Илья и Соловей" о его происхождении говорится:

Из того-ли из города из Муромля,
Из того села да Карачирова,
Выезжал удаленькой дородний добрый молодец,
Он стоял заутрену во Муромли...
Есть я с славного из города из Муромля,
Из того села да с Карачирова
Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович! Впрочем, в печорской былине "Илья Муромец" по этому поводу сказано:

Во селе было во Кракове.
У Ивана сына Тимофеева
Был сын Илья Муромец.
...Я -говорит - из села Каракова
Сын Ивана Тимофеева.

То есть место рождения Ильи Муромца - село Караков. Впрочем есть еще пояснение прозвища Муромец как отечества, так в печорской былине "Первая поездка Ильи Муромца" отец Ильи назван Муромом.

 

Но как выглядело село Карачирово или Караков и где располагался город Муром или Муромля? Укажем, что село в средневековой терминологии - это владельческий поселок в домене князя или боярина, населенный зависимыми крестьянами, но также и мелкими вотчиниками, на Севере обычно крупный волостной центр с храмом. Село Карачирово было не рядовым, а крупным поселением. И учитывая, что Илья из него поехал не в Муром, а в Чернигов, то находилось оно в удалении от города. Интересно, что ландшафт земель Карачирова мало напоминает земли окской поймы. В былине "Первая поездка Ильи Муромца" рассказывается, как после выздоровления Илья Муромец пришел на иоле к родителям - «Подчищу за вас я полюшко. Берет он дубинушку за вершинушку, за вершинушку дубинушку подергиват" - то есть под поля выкорчевывали дубравы, что возможно лишь в черноземной полосе. В окрестностях Мурома и села Карачарова (а не Карачирова или Каракова как в былинах) растительность лесов составляют - сосна, береза, липа, осина - дубовых лесов нет, а долина Оки - покрыта лугами, которые выкорчевывать не надо. К тому же здесь преобладала подсека, чего в дубравах не было, там лес выкорчевывали. Впрочем, надо заметить, что считаемое привнесением определение Ильи Муромца - "старой казак", встречается почти во всех былинах. Так о себя князю Владимиру Илья говорит:

Есть я старыя казак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович!

И более того, не просто казак, т.е. наемный, профессиональный воин, а донской казак: "Получай-ко сумму за зелено вино ты с донского казака ли с Ильи Муромца".Можно предположить, что былинный Муром находился на земле будущих донских казаков (в 17в. к ним относились и Белгород, и Воронеж, и Острогожск). Муром прямо называется в былинах южным городом. Так Илья едет к нему по полю, между дубрав. А в летописях Поле- это степь у Дона и Днепра. Можно, правда, сказать, что если ехать из Мурома на Оке и Рязани в Киев, то все равно придется проезжать дубравы и степь. Но кроме этого в былине "Илья Муромец и Идолище" говорится:

Как ездил Илья Муромец во чистом поле,
Во чистом поле ездил за охотвою...

Там он у встречного калики перехожей спросил:

Давно ль ты бывал на святой Руси,
Давно ль ты видел князя Владимира

Со стольною княгиною Апраксою? На, что калика отвечал:

Недавно я был на святой Руси, третьего дни,
И видел я князя Владимира
Со стольной княгиною Апраксою...

Учитывая, что действие былины "Илья Муромец и Идолище" относят к 1095г, а также то, что Евпраксиния переехала на Русь в 1095 г. и её брат - Владимир Мономах был в это время князем Переяславля Русского, то Илья Муромец охотился не далее трехдневного перехода от Переяславля (максимум 210 км., минимум 105 км.). Узнав от калики о присутствии при дворе князя Идолища - «Хупова крынского", Илья Муромец предложил калике:

И надевай платье богатырское,
Садись на моего добра коня
И поезжай-ка в Муром град
К тому подворью богатырскому.

Т.е. мобилизовал его в дружину, а сам отправился ко двору князя. Но из этого следует, что Муром - это штаб русских войск на юге, не далеко от Переяславля. Именно сюда при Владимире 1 с 988 г. набирали воинов со всей Руси (Кстати, калика перехожая по былине был в трое сильнее Ильи Муромца). "И рече Володимер: " Се недобро, еже мало город около Кыева". И нача ставити городы по Десне и по Въстри, и по Трубешеви, и по Суле, и по Стугне. И нача нарубати муже лучьшее от Словен и от Кривечь, и от Чюди, и от Вятичь, и от сих насели гради. Бе бо рать с печенег и бе воюяся с ними и одалая им". Города стояли на Десне, Остре, Трубеже, Суле, Стугне, то есть у самого Киева. Исходя из этого, исследователи сделали вывод, что былинный Муром, это город в окрестностях Чернигова. "На Остре среди лесов находится город Моровийск, или Моровск, откуда, возможно, происходил богатырь Илья "Моровленин" или "Моровлин", как называли Илью Муромца еще в 16 в. (Связь с Муромом, вероятно, позднейшая)" - писал Б.А.Рыбаков. Но города по указанным рекам ставил Владимир 1, а Муром уже существовал к этому времени, и был по былинам одним из крупнейших городов, так же как на Киевской стороне Днепра крупнейшей крепостью был Белгород на Ирпене, на Левобережье Переяславль Русский. Для представления об их относительной величине археологи указывают, что в 10 в. Киев имел укрепления площадью в 11 га, Белгород - 52 га, Переяславль - 80 га, а Чернигов - 8 га, Новгород - 5 га. В Белгороде имеются валы высотой 60 метров, площадь всех укреплений 1 Юга. Сам Белгород построен в 991 г. у реки Ирпень как центр обороны с юга от Киева и штаб русских войск, центр епископства. Затем город- столица Древлян.

С 12в. Белгород - вторая столица Великого князя Киевского и царя Руси. Крепость в Переяславле на р. Трубеже возведена в 980е годы, город выполнял роль аналогичную Белгороду при обороне Левобережья Днепра. После Ярослава Мудрого Переяславль - центр княжества и митрополии. Былинный Муром должен был быть не меньше и располагаться на донской стороне Руси. Кроме того, город Моровийск на Десне находился между Лутавой и Черниговом, ближе к Киеву чем к Чернигову. Неясно, зачем Илье Муромцу было ехать из него в Киев через Чернигов, и еще спрашивать дорогу прямоезжую, а народу превращать такую глупость в былинный, эпический подвиг.

 

Но былины указывают точное расстояние от Мурома до Киева. Так в былине "Илья и Соловей":

Он стоял заутрену во Муромли,
...Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

На просьбу показать ему прямоезжую дорогу на Киев, мужички черниговские отвечали:

Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,
А й окольноёй дорожкой цела тысяща.
...А й как старый-от казак да Илья Муромец...
А он едет-то по славному чисту полю,
Прямоезжею дорожкой в стольнёй Киев град.

В печорской былине "Первая поездка Ильи Муромца" сказано, что:

Говорит-то его отец Муром:
-Ой ты мой старой да Илья Муромец,
Ехать тебе дорожкой прямоезжею
Прямоезжая дорожка да призапущена,
Призапущена дорога, призасорена,
Не ездят той дорогою тридцать лет.
Заселился там Соловей Рахматович...
А кругом дорожкой надо ехать три года.
...Поехал Илья в стольной Киев-град.
Наехал он на Соловья Рахматова на семи дубах.

То есть расстояние от Чернигова, расположенного рядом с Муромом, до Киева 500 верст по прямой, мимо дубрав. Окольная дорога занимала 1000 верст или три года. Указание на то, что к моменту поездки Ильи Муромца прямоезжая дорога была перекрыта тридцать лет, дает возможность определить время события.

Так письмо визиря Хасдаи из Испании в Хазарию в 954 г. доставлено через "израелигов обитающих в земле тунгров (венгров)" на Русь, оттуда в Булгар и оттуда в Итиль- т.е. путь из Киева на Нижнюю Волгу и Дон был в это время закрыт. Позже князь Святослав в войне с Хазарией вначале шел на вятичей (в 964 г.), затем на Волжскую Болгарию, потом на буртасов и на хазар. Заняв их столицу - Итиль, прошел в Семендер, затем на ясов и касогов, после чего взял Тмутаракань, Саркел и оттуда, пошел на Русь, но через владения вятичей (в 968г.), то есть окружным путем, обходя днепровско-донское междуречье. Вероятно дорога была блокирована печенегами и черными болгарами. Так в 971-972 г. печенеги блокировали и уничтожили войско Святослава. О их силе говорит тот факт, что даже идя на Хазарию и имея не менее 60 тыс. человек профессиональных воинов, Святослав был вынужден обходить их земли.

Зато в 1185 г. путь Игоря Святославича по русской земле из Новгорода-Северского шел по прямой, как раз через Ворсклу к Осколу и Дону, т.е. по тому пути, где в 10 в. не ходили русские армии.

Печенеги появились у Дона в 889 г, в 914 г. на Руси. Константин Багрянородный в 948 г. писал, что Русь и другие народы вынуждены быть в мире с печенегами, так как они иначе не смогут ни мирно жить, ни торговать из-за их нападений. После разгрома Святослава, в 992 г. печенеги были разбиты у Трубежа. В 1021 г. -печенеги совершили поход на Русь (но это было в гражданскую войну на Руси), в 1036 - второй поход на Русь, когда были полностью разбиты Ярославом Мудрым у Киева. Однако надо заметить, что в этом же 1036г. Ярослав устранил посадника Новгорода Константина Добрынича. князя Плесковского Судислава Владимировича и Мстислава Удалого - князя Черниговского и кагана Руского. Возможно, что к этому времени печенеги на Днепре были в подданстве Руси и война с ними у Киева, го есть внутри системы укреплений была вызвана централизацией власти). На Руси в середине 12в. печенеги, торки и берендеи создали союз Черных Клобуков - как союзное войско в Киевском княжестве. Простиралась Печенегия в 10 в. на месяц конного пути (1100км.). Учитывая эти факты, можно предположить, что Илья Муромец прибыл в Киев до начала строительства крепостей на Десне, в 988 г., скорее всего в 980-81 г., в самом начале правления Владимира 1, так как дорога была перекрыта в 950-51 г.

Соловей, засевший в дубравах у перекрестья дорог, - это вероятно печенежский князь, о чем говорит его прозвище: Одихмантьев сын или Соловей Рахматович, (печенеги к 990 г. приняли ислам). Если учесть, что основой военной политики Владимира 1 на юге была борьба с печенежской угрозой, то разгром и захват в плен, вероятно, наиболее сильного противника, совершенный не на ближайших подступах к Киеву, а в 500 км. от него, там где тридцать лет киевские войска не появлялись, произвел огромное впечатление на Русь. Во всяком случае, Илья Муромец стал старшим среди богатырей, т.е. фактически главнокомандующим.

 

Хотя и до этого он отказывается от воеводства в Чернигове (боярская должность). Так в былине "Илья и Соловей" сказано:

Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.
...А й зовут его в Чернигов воеводою...

Локализация Соловья позволяет более точно определить, место, где находился былинный Муром. В былине говорится:

...Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у подкляпыя,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста у Левонидова,
Сиди Соловей разбойник во сыром дубу.

Как пишут современные ученые местоположение Грязи Черной и Смородины не установлено (на Украине из 63 тысяч рек, всего одна река Смородина - приток Горыни. В бассейне Оки реки Смородины вообще нет). Но в Белгородской области на реке Ворсклице, притоке Ворсклы, в самых её истоках есть село - Смородино и речка Смородина. Здесь же среди дубрав течет река Соловьева. Былина писала, что: "У того креста у Левонидова, сиди Соловей разбойник во сыром дубу". Кресты ставили в основном на волоках и бродах. Учитывая, что около него имелась Грязь Черноя, то есть болото или заболоченная река, то он стоял у волока. Но и сейчас через этот район проходит дорога Белгород - Путивль. Интересно, что только долины Ворсклицы и Ворсклы в этом районе заболочены, причем болота окружают Соловьеву с трех сторон. Известно, что разбив Соловья, Илья проехал мимо его двора - полем, вероятно с стороны, где нет болот. Основной вид растительности здесь дубы (в болотах - «сырые"). Но, что интересно, при том, что леса в Белгородской и Харьковской областях представлены почти исключительно дубами, с примесью вяза и ивы, по берегам рек, именно в районе Ворсклы и Ворсклицы у Соловьевы находятся деревни Русская Березовка и Березовка и березовые рощи. До 21 века остались как ориентиры, столь редкие в этих местах чистые березняки. На их присутствие как ориентир показывали и былины: "Да у той ли у березы у подкляпыя". Как известно Соловей побеждал богатырей и путников не оружием, а криком:

Свищет Соловей он по соловьему
Воскричит-то он, злодей, по-звериному:
Темны лесушки к земли преклоняются
Что есть людишек, все мертвы лежат.
...Маковки на теремах покривились
А околенки во теремах рассыпались.

Казалось бы обычное сказочное преувеличение. Но вот, что говорится в "Слове о полку Игореве": "С Черниговскими былями, с могуты, и с татраны, с шельбиры, и с топчакы, и с ревуты, и с ольберы; тии бо без щитов, с засапожникы кликом - (как Соловей)- полкы побеждают, звонячи в прадеднюю славу". Б.А.Рыбаков считает, что возможно здесь имеются в виду какие-то тюрко-язычные дружины, очень давно, еще во времена "прадедов", оказавшиеся в Черниговском княжестве; быть может, это - тюрко-болгары или какие-то племена, приведенные с Кавказа. Но ясно, что только в этом районе боевые клики имели распространение (печенеги и болгары размещались непосредственно у Ворсклы). То есть располагался Соловей - разбойник в Белгородской области, на дороге от Оскола к Киеву. Но значит недалеко должен быть и Муром. Если провести от Киева прямую линию, то на расстоянии 500 км. от него по прямой оказывается город Харьков. Причем дорога идет по водоразделам мимо дубрав и наиболее удобна. Но есть ли рядом Муром и село Карачирово. Есть! Севернее в реку Харькову впадает река Муром, у её верховьев в Белгородской области в 50 км. от Харькова и в 35 км. от Белгорода, на самой высокой точке региона 225-226 м. - находится поселок Муром. Недалеко от Мурома, в 9 км, у Северского Донца, расположено село Архангельское с руинами салтовской белокаменной крепости.

А ведь подобные названия характерны для поселений с кафедральным собором, столиц княжеств или крупнейших религиозных центров - Архангельское под Москвой или Архангельск (ранее Архангельский монастырь - крепость в Пур-Наволоке). Напомним, что по летописям резиденция князя Глеба находилась в 12 верстах от города Мурома. Рядом с ним. в 24 км от Мурома и 12 км от Архангельского, течет река Короча. Правый берег реки и сейчас занимают обширные дубравы, которые вероятно и приходилось выкорчевывать Илье Муромцу. Но какое село было родиной Ильи Муромца сказать трудно. На реке находится село Короча и недалеко, между Корочей и Кощеевым деревня Самойловка (крестный Ильи Муромца- Самсон Самойлович), далее находится деревня Ивановка (отец Ильи Муромца - Иван Тимофеевич). Но такие названия широко распространены. Южнее села Корочи, в 12 км. имеется деревня Городище, в 12 км. от него деревни Селишко и Большое Городище, и Караичное, где также в эпоху Ильи могли быть селения.

 

Интересно, что Соловьева находится в 90 км. от Мурома и в 82 км. от Харькова, по трассе Харьков- Бахмач. В 50 км. от Мурома - поселок Печенеги.

Но как быть с близостью Чернигова? Напомним, что как крупный город, столица княжества - Чернигов на Десне стал известен с 1021-1060г., то есть через 20-60 лет после событий былины. При разделе уделов Владимиром 1- Чернигова, как столицы княжества, среди них нет. И это понятно, кто бы стал выделять как удел город, стоящий в 85 верстах от центра империи, и являющийся крепостью, прикрывающей её с севера. Столицей Чернигов стал лишь после гражданской войны 1015-21г., как центр владений Мстислава Владимировича, когда Мстислав разделил с Ярославом Русскую землю по Днепру. При этом новая граница прошла практически по самому Киеву как городу на Днепре. В такой ситуации для Мстислава резонно было укреплять и украшать пригород киевский. Хотя считается, что Чернигов с 10в. центр епископства, иногда совместно с муромским, но Чернигов крещен только в 992 г. Б.А.Рыбаков пишет, что в Чернигове церкви строились с 1031-36г. А само княжество обособилось с 1060 г., (при Мстиславе - Чернигов его столица в 1021-1036г.), с 1097г. - по 1503г.-Великое княжество Черниговское. Вполне вероятно, что под его именем был еще один город. Ведь севернее Мурома расположен Белгород, а у всех Белгородов на Руси имелись парные города - Белъгород и Чёрнгород-болгарские, Бельгород и Чернъгород -киевские, значит должен быть и еще один Чернгород. Не уникален и сам Чернигов на Десне, так же первоначально назывался Сольвычегодск - Чернигов, до того как его подмыла река Вычегда. Судя по расстоянию от Киева и Мурома до былинного Чернигова- это Харьков. Хотя считается, что он основан в 17 веке, но тогда лишь возобновили крепость на посаде. В этом районе находились салтовские крепости с белокаменными стенами. Они существовали в 12в. по рекам Донец, Уд, Можа, Оскол, Тихая Сосна. Крепость в Салтове (в 25 км. от Мурома и 41 км. от Харькова) возникла в 8в. как центр дружинного войска, а в 1660г. на старых белокаменных стенах воздвигли новую дубовую крепость в 7 башен. Плотность крепостей здесь была очень высока. Например в 1116г. крепости Сугров, Шарукань (Торукань), Балин находились не далее 30 км. друг от друга. Всего в этом районе по Короче, Донцу, Осколу найдено множество городищ и 12 каменных крепостей, в том числе Дмитреевская на Короче (30 км. от Мурома), Нежегольская (25 км от Мурома) и Архангельская, которые археологи не изучали.

Что же касается Харькова, то Идриси в 1154 г. писал "От Славы (Переяславля) до Кокияны, близкого к Болгарам, 8 дней пути. Кокианы обитаем тюрками, известными под названием Руса". 8 дней пути - 200 миль или 394,4 км. Это расстояние от Переяславля до Харькова. У Димашхи, со ссылкой на Идриси, город Кокияны называется Каракатия (кара-ката - черная крепость по-тюркски), у Ибн-ал-Варди - Каркаяна или Каркаяния, у Ибн-Аяса - Каркбан (видимо это и было название Харькова, так в арабских источниках Киев это Кав, Канев-Кано или Киниов). Б.А.Рыбаков считал, что Кокиянах - это Шарукань - столица половцев Черной Кумании (ханов Шарукана, Кончака, Отрака) - Донецкое городище близ Харькова - у рек Харьковы и Лоиани. Интересно, что другое название места рождения Ильи Муромца не Карачирово, а Караков - аналогично Харькову или Каракатии. Определить время пути до Чернигова можно по былинам:

Он стоял заутрену во Муромли,
Ай к обеденке поспеть хотел он в стольнёй Киев град,
Да й подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

Между тем в "Поучении" Владимир Мономах говорит -" а из Чернигова я сотни раз скакал к отцу в Киев за один день, до вечерни". Расстояние от Киева до Чернигова на Десне 140км. Поэтому вероятно и былинный Чернигов находился по времени пути в былине не далее 35-50км. от Мурома. То, что былинный Чернигов отличался от Чернигова на Десне видно из былин. Так в былине "Илья и Соловей" сказано:

Выходили мужички да тут черниговски
И отворяли-то ворота во Чернигов град,
Ай зовут его в Чернигов воеводою.

 

Фактически, согласно былине в Чернигове не было княжеского стола или великокняжеского правления, а город управлялся населением - мужичками (мужами) черниговскими, как и Новгород. В отличии от него, Чернигов на Десне в 10-11 в. управлялся великокняжескими наместниками, с 11 в. собственными князьями. Как видно Белгородский Муром отвечает всем требованиям Мурома былинного. Он находится в дубравах у Корочи, дорога на Киев идет 500 верст по чисту полю и дубравам, соседствует с землями болгар и печенегов. Но мало того следует обратить внимание на то, что на этой территории в 8-10в. находилась салтово-маяцкая культура, связываемая с аланами и болгарами. Б.А.Рыбаков отмечает, что район донецких салтовских городищ вероятно в начале 9в. (820е г.) вышел из состава Хазарского каганата и вошел в состав Руси, так как связь с Кавказом была потеряна из-за вторжения и господства в степях мадьяр. Причем в составе Руси этот район оставался и после, во всяком случае арабские купцы 9-11 в. считали его таковым. К тому же эта область считалась христианской в отличие от мусульманской Печенегии или Хазарии. Христианство у населения района Салтова появилось уже с 854г. Историки до сих пор не могут договорится о том, как называлось достоверно выделяемое в Подонье раннесредневековое государственное образование. Можно считать доказанным, что это было Муромское княжество. Весьма интересно и само имя Ильи. Несмотря на кажущуюся обычность, заметим, что обычно оно на Руси, но за её пределами употреблялось лишь в иудейской (Элиа) и части тюркской среды (Илиас), т.е. приурочено к соседям Хазарского каганата. Это также говорит в пользу происхождения Ильи Муромца из района салтовской культуры. О том же говорит имя его крестного отца (принятое дома), в былине "Илья Муромец и Калин царь" Илья Муромец кладет здравицу крестному отцу:

А й крёстному он батюшку в особи ну:
-А здравствуешь ты, крёстный ты мой батюшко,
А й Самсон сын Самойлович!
...А й же ты крёстной мой батюшко,
А Самсон сын Самойлович.

Именно в районе салтовских городов и могли быть распространены имена Илья, Самсон, Самойло, в отличие от Владимира, Добрыни, Соловья, Микулы. То есть и имена героев былин подтверждают существование Мурома на Белогородчине.

Вероятно в 10 веке был основан выходцами из Мурома и Карачирова на плодородных землях поймы Оки, у таких же как на юге белых обрывов Перемиловских гop город Муром (и село Карачарово), который благодаря своему местоположению скоро стал важным центром торговли. Может быть в нем проживали и потомки былинного богатыря Ильи Муромца. Былинный же Муром, постепенно утратил свое значение. Уже в 1154г. Идриси обозначает крупнейшим центром на Донце - Харьков. Тогда же от Мурома отделяется Рязань, а часть земель переходит в Черниговское княжество. Рязанское княжество постепенно заменило собой Муром. В 1206г. -войска Рязани, Чернигова и половцы совершили поход на Киев. В 1221г. когда в Крыму, в Судаке, высадились армии сельджукского султаната Рума, в борьбу с ними вступили, защищая свою землю, половцы и Рязань. И после в 14 в. Рязанское княжество простиралось на юг до городов на крайнем юге - Вердерева, Ломихвоста, Дубока у истока Дона, Корнике, Урюпеска. А Донская область вплоть до 16в. считалась зависимой от Рязани и лишь после ее вхождения в Московское государство, стала автономным владением. Вероятно в 14в. во время смут в Орде, Муромская епархия утеряла свое значение и была перенесена в Рязань, как потом Киевская митрополия в Москву, (но на Дону своя сохранялась до 1648 г. Возможно это были последние следы Сарской -ранее Переяславской митрополии и Муромского Донского епископства). Вообще же мы мало представляем себе картину Руси былинного времени. Былины не согласуются с принятыми представлениями, но зато хорошо подтверждаются археологией. Вспомним утверждения о безграмотности населения Руси, никак не подтверждавшееся былинами и блестяще опровергнутые находками берестяных грамот.

То есть былины сохранили, в отличие от официальных летописей, и дела Ильи Муромца и помогли найти его родной Муром. Былины, при дальнейшем их исследовании могут помочь внести ясность в некоторые запутанные вопросы истории нашей Родины.

Список литературы.

Б.А.Рыбаков Киевская Русь и русские княжества 12-1 Звв. М Наука. 1982г.

Б.А.Рыбаков Русские земли по карте Идриси 1154г. КСИИМК В43. М. 1952г.

Б.А.Рыбаков Из истории культуры древней Руси. М.МГУ. 1984г.

Б.А.Рыбаков Мир истории. М.Молодая гвардия. 1987г.

Недков Борис България и съседните и земли през 12в. според Идриси. София. 1960г.

Повесть временных лет.ч 1 . М-Л. 1950г.

М.Н.Тихомиров Список русских городов ближних и дальних. Исторические записки. N40. M. 1952г.

Онежские былины.Записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871г. Архангельск.СЗКИ. 1983г.

Печорские былины и песни.Записал и составил Н.П.Леонтьев. Архангельск.СЗКИ. 1979г.

Слово о полку Игореве. М.Художественная литература. 1969г.

Археология СССР. Древняя Русь. Город, замок, село. ред. Б.А.Колчин. М. Наука. 1985г.

Археология СССР.Степи Евразии в эпоху средневековья, ред. С.А.Плетнева. М. Наука. 1981г.

Археология СССР.Финно-угры и балты в эпоху средневековья.ред.В.В.Седов. М. Наука. 1987г.

А.А.Рогов Русско-польские культурные связи. М.Наука. 1989г.

Белгородская область. ВТУ ГШ. 1997г.

Нижегородская область. ВТУ ГШ. 1998г.

Владимирская область. ВТУ ГШ. 1998г.

А.Г. Виноградов

Статьи по теме:

Три сотни безстрашных. Г.Я. Мокеев.

 

на Главную версия для печати  карта сайта сохранитьвформате


 Убедительная просьба автора: при копировании и цитировании не забывайте указывать ссылку на страницу