Священная граница в сакральном пространстве
 
Священная граница Новый Иерусалим Тайна московского «Древа сефирот» Обратная сторона Земли Площадь Воскресения России
  
           
на Главную версия для печати  карта сайта сохранить в формате
 
     wq

ОТЕЧЕСТВО

...Человеческая жизнь сосредоточена в государстве, имеющем своеобразную форму, которую придает ему граница. Известно, что влияя на проницаемость границ государств, можно также влиять на жизнь соседних территорий... Понятие границы священного пространства встречается практически у всех народов древнего мира...

wq

ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ

.Каждый языческий народ имел (и имеет) не только государственную религию, но и другую, к которой имела доступ только философская элита. Многие из этих культов исчезли, так и не раскрыв своих секретов, но некоторые выжили, и их мистические символы сохранились до сих пор. Такую тайную государственную доктрину имела и «ленинская гвардияв...

 wq

НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ

«Так всё, — пишет Н. Каптерев,— что прежде давало Константинополю значение главы, столицы всего православного мiра — достоинство царское, достоинство патриаршее, обильная и всеми чтимая святыня — все это теперь было перенесено в Москву....WQ

wq

ОБРАЗ МИРА

«В непривычной развертке поверхности Земли «треугольник вершиной вниз» как подобие аналогичного треугольника «мiра элементов» в «Древе сефирот» образован материками: верхняя группа, в которую входят Австралия, Евразия и Африка, центральная – Северная Америка, и нижняя – Южная Америка. ....WQ

 wq

ИЛЬИЧ БЕССМЕРТНЫЙ

«Сакраментальная фраза Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых» стала для большевиков руководством к действию. В грандиозную мистерию с мертвецом в главной роли были вовлечены миллионы граждан. Кощунственно переиначивая христианскую традицию поклонения святым мощам, большевики навязали живым людям – смерть, омертвляя их души, миллионы пособий и цитат – омертвляя умы, десятки тысяч памятников – омертвляя жизненное пространство....WQ

 wq

ЖРЕЦЫ ВИЛА

«В конце 1937 года, когда внезапно и почти одновременно скончались Воробьев и Мельников-Разведенков, также принимавшие участие в бальзамировании Ленина, руководство всей Лабораторией Мавзолея перешло к Борису Збарскому. По его инициативе была организована специальная лаборатория, подчиненная непосредственно НКВД. Ее деятельность носила глубоко конспиративный характер, и в открытую печать достоверная информация не поступала....WQ

 wq

МАТИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

«Явления Богоматери на Русской Земле начиная с XII века и до ХХI... .

Список Русских монастырей с Ее чудотворными иконами...WQ

 wq

БИБЛИОГЛОБУС

Книги и статьи, видео- и аудиоматериалы, так или иначе связанные с тематикой сайта....

wq

Эл.почта: arhipovvv@yandex.ru
     
Найти: на

СВЯЩЕННАЯ ГРАНИЦА

Бывает нечто, о чем говорят: "смотри вот это новое";
но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Еккл. 1:10.

 

Прошедшее столетие, ознаменованное всеобщим падением нравственности, принято оценивать как фатальное. В государствах Европы и, особенно, в России, которые традиционно считаюся христианскими, произошел целый ряд кровавых войн и революций. Обычно полагают, что эти события обусловлены разрозненными политическими, социальными и экономическими факторами. Но если История есть только цепочка непредсказуемых случайностей, то тогда и жизнь человека посреди этого мiр [1] – не более чем «дар напрасный, дар случайный»... Однако при внимательном взгляде на нее с религиозной позиции, сами собой напрашиваются выводы иного характера, выстраивающиеся в стройную систему, открывающую взору читателя величайший Порядок в кажущемся внешнем хаосе. И нет в ней ничего такого, что не было бы «уже в веках, бывших прежде нас».

Конец ушедшего столетия был отмечен почти физически осязаемым ускорением течения времени и глобальной перестройкой всего мiра. Калейдоскоп политических лидеров и штампов, созданных избирательной технологией, составляя сущность современной профанированной цивилизации, вытесняет живую личность, подменяя ее легионами обезличенных «заместителей» в виде научных систем, политических идеологий и культурных стилей. Материальное начало в них довлеет над духовным, заменяя его позолоченными кумирами и божками «общечеловеческих ценностей» – и массовое сознание оказывается разбитым на мириады модных культов и культиков. Подобное дробление было чуждо религиозной жизни древнего мiра, когда система священных символов ОГРАНЯЛА божественное и человеческое, мiр небесный и мiр земной, которые находились в теснейшей взаимосвязи и воспринимались как единое целое. Эзотерические знания об устройстве Вселенной и месте в ней человека не утратили своей актуальности и для современников.

Наша сегодняшняя реальность такова, что хотим мы того или нет, но после падения «железного занавеса» постепенно стираются грани не только между сообществами, но и внутри человека, и, например, то, что в России было запрещено и недоступно вчера, сегодня разрешено и поощряется. Но хотя общение между народами разных государств год от года вроде бы упрощается, однако все труднее становится ориентироваться в «мiре без границ», где понятие границы низводится до обыденной стойки таможенного контроля. Но в действительности оно лежит намного выше этого бытийного уровня.

Слово «граница» в Священном Писании употребляется более чем в сорока местах! А текст Синайского законодательства возводит ее установление до уровня божественного предписания, согласно которому двенадцать колен Израиля должны были существовать в строго определенных рамках пространства, известного как «Святая земля».

Человеческая жизнь сосредоточена в государстве, имеющем своеобразную форму, которую придает ему граница. Давно известно, что влияя на проницаемость границ государств, можно также влиять на жизнь соседних территорий: например, закрыв границы противника, можно изолировать его от внешнего мiра и без больших потерь «поставить на колени». Именно на этом основаны блокады государств, осады городов. С другой стороны, увеличив непроницаемость границ, можно обезопасить себя от назойливых соседей. Поэтому именно на границе возводились цепочки городов-крепостей, превращая ее в «полосу укреплений».

Роль границы в жизни нашей планеты исключительно велика.

Многие ученые не без основания считают, что первые живые клетки появились именно на границе водной среды Мiрового океана и земной тверди. Замечено также, что на границе различных сред происходит буквально всплеск жизни: количество видов животных и растений в переходной полосе между лесом и степью, озером и лугом, материком и океаном гораздо больше, чем в их центральных частях. Узкие пограничные полосы отличаются огромным разнообразием населяющих их видов животных и растений, бурным развитием большинства биологических процессов. Эту закономерность назвали краевым эффектом.

Не только человек, а практически все формы жизни обладают ощущением собственного идеального пространства и его границ. Не случайно натуралистами введен такой термин, как ареал обитания тех или иных видов растений и животных.

Понятие границы священного пространства встречается практически у всех народов древнего мiра, и, несмотря на отличия в методах ее определения и организации самого пространства, основополагающие методы были, как правило, идентичны: «Для многих древних народов пространство не было чем-то единым. Оно делилось на территорию, освоенную и измеренную в соответствии с господствующей религиозной доктриной, и остальное – аморфный и хаотический мiр» [2].

Самую примитивную методологию определения священных границ можно наблюдать у кочевых народов, занимающихся скотоводством: останавливаясь на выбранной для пастбища местности, пастухи предоставляли животным возможность свободно обойти территорию пастбища, освоить ее, и уже после замыкания стадом некоего невидимого круга в его центре приносилась жертва чтимому божеству, ставилась палатка, юрта, начиналось обустройство жизни на новом месте.

Вавилон VII-VI веков до н.э.План Вавилона VII-VI веков до н.э.

Перемена кочевого образа жизни на оседлый и строительство первых цивилизованных поселений привели к более сложным методам организации жизненного пространства человека. Сегодня имена первых городов-государств известны в основном только специалистам, это – Урук, Ур, Ниппур, Лагаш; возглавляет этот список городов древности Вавилон с населением почти в миллион человек. По Геродоту, Вавилон, расположенный по обоим берегам Евфрата, по своей форме представлял совершенное подобие четырехугольника, имел 676 квадратных площадей и за свою красоту и сказочные богатства иногда назывался золотым городом, славой царств, красотой Халдеи. Квадрат его городских стен в плане повторял форму стен центрального храма Мардука, главные улицы, ведущие к нему, были сориентированы по сторонам света и крестообразно рассекали город. Крепостные ворота «охраняли» от внешнего вторжения изображения священных животных, чтимых богов и носили их имена.

Вавилонская карта мiра ок. 600 г. до Р.Х.

Вавилонская карта мiра ок. 600 г. до Р.Х.

Когда первые города-крепости перестали вмещать за своими стенами создавшие их племена, по мере расселения народов мистическое значение стали придавать не только городским стенам, но и границам государств. Они обозначались различными материальными символами: иногда это была полоса перепаханной земли, завал из деревьев или цепочка пограничных знаков – искусственных насыпей из земли и камней, которые одновременно могли служить жертвенниками богу границ.

Древние римляне считали, что границу государства и частных владений охранял бог Термин; его символ, иногда в виде каменного обелиска, ставился в сакральных точках границы и был своего рода «табу» для иноземцев. Нарушение «табуляции» видимых материальных границ у всех древних народов означало начало священной войны за сохранность своего Отечества [3] .

Древневавилонский пограничный камень кудуррус с астральными символами

Древневавилонский пограничный камень кудуррус с астральными символами.

Характерной особенностью крепостей, встречающихся у греков и римлян, является наличие цитадели [4] – внутригородской центральной постройки, служащей последним убежищем для гарнизона и всех жителей города. У греков цитадель была известна под названием акрополис, у римлян – капитолий.

 

.

Вспомним легенду об основании Древнего Рима, а именно Roma quadrata древнего города на Палатине, который обозначался как священное место. Границы города очерчивали бороздой, проведенной вокруг него запряженными в плуг белым быком и коровой. Это была священная территория и понятием выражения этого места было слово templum – храм, включавший в себя как небесный templum, так земной и подземный, служащие как бы проекцией небесного, границы которого определялись с помощью жезла жрецом-авгуром. Считалось, что в этом месте являлись знамения богов и узнавалась их воля в государственном значении.

Не менее свято в древности почиталась и охранялась частная территория. Различные пенаты, гении места, хранители домашних очагов, присутствовали в виде религиозных символов и часовен на дорогах и перекрестках, в общественных местах и частных жилищах, брались с собой в дорогу. Общераспространенное выражение англичан «Мой дом – моя крепость» и сегодня во многих странах защищено рамками закона, хотя стены современного дома существенно отличаются от неприступных стен средневековой крепости.

Величественное творение человеческих рук, Китайская стена, – наиболее наглядный образец границы сакрального пространства, сохранившийся до наших дней. Более близкое нашему времени ее подобие (с соответствующим знаком сакрального) – Берлинская стена, поделившая мiр на два геополитических лагеря с разными идеологиями и образами жизни.

Китайская стена

Великая Китайская стена.

Пространство Земли, на котором обитает все современное человечество, называется «географическая оболочка». Это единственное место во Вселенной, где могут жить люди, занимает не более 1% от всего объема Земли и расстилается тонкой пленкой на границе между тысячекилометровыми толщами земной тверди и атмосферы. Но если бы не существовало подчас неприметных, но незаменимых линий, каковыми являются границы, не могла бы существовать такая наука, как география. Недаром известный русский ученый П.П. Семёнов-Тян-Шанский еще в начале XX в. назвал географию «наукой о границах».

Термин география (греч. землеописание) впервые применен греческим ученым Эратосфеном, жившим во второй половине III века до Р.Х., в его сочинении «Географические записки». С самого своего возникновения география занималась изучением пространства – поверхности нашей планеты. Чтобы рассказать о пространстве, география изобрела уникальный язык – язык карты.

Херефордская карта мира, 1290 г.Херефордская карта мiра (1290 г.).

Современная география незримо присутствовала в трудах географов самых древних эпох, когда они не только наносили на карты открываемые мiры, но и пытались объяснить, почему они устроены именно так, а не иначе. Древнейшие графические изображения стран носят условный, а в некоторых случаях – чисто символический характер, в соответствии с космологическими и мифопоэтическими представлениями людей той эпохи. Уже в средние века географические карты приближаются к реальной картине и вместе с «белыми пятнами» с них постепенно исчезает и ореол таинственности, мифологии пространства. Идеализированные мiры и пространства перемещаются в область фантазии человека. Известно множество случаев описания и изображения вымышленных стран, государств и городов. Это – остров Утопия известного гуманиста Томаса Мора, карты необыкновенных земель в книге Джонатана Свифта о путешествиях Гулливера или карта Страны Нежности в романе Мадлен де Скюдери «Клелия».

Последующая утилитаризация мышления человека породила «Изолированное государство» немецкого экономиста Иоганна фон Тюнена, который предложил рассматривать в качестве идеального объекта воображаемое государство с городом-рынком в центре. Построением абстрактных географических объектов для изучения размещения промышленных зон занимались такие ученые, как А.Вебер и А.Леш. Дж. Джиббс и В. Кристаллер использовали «сопряженные пространства» для моделирования процессов людского расселения.

Развитие информационных технологий в конце XX столетия открыло перед человеком новое качество восприятий и переживаний – мiр виртуальной реальности, который по силе восприятия иногда может казаться более чувственным, чем окружающий мiр. Человек психологически входит в это техногенно созданное пространство и мысленно переносится в мiр мнимый, который на самом деле не существует. Реализации подобного феномена способствовала научно-техническая революция и вызванная ей всеобщая десакрализация сознания человека посредством методичного воспитания и внедрения идеологии т. н. «нового мышления», что привнесло в жизнь и соответствующую терминологию: повсеместно мы слышим о «рыночном» пространстве, «информационном», «экономическом», «этническом» и т. д. При этом постепенно забывается, что земное Отечество – это, прежде всего, пространство духовное, насыщенное глубоким религиозным и историософским смыслом, и все абстрактные пространства современности, соотносимые к его необъятным просторам, заключены в границы священного пространства, того пространства, которое в не столь отдаленном прошлом, в зависимости от конкретного государственного субъекта и менталитета проживающего в нем народа, называли Ойкуменой, Священной Империей, Поднебесной, Святым Градом, Святой Русью...

Карта мiра по Птолемею ок. 140 г. н. э.

Климатология и почвоведение, биогеография и геоморфология, социально-политическая география, которая сегодня делится на несколько подотделов, – вот тот неполный перечень дисциплин, из которых состоит современная география. Буквально за последние несколько десятков лет упорной работы в каждой из отраслей был накоплен огромный материал и разработаны принципиально новые методы исследования различных мiров. Однако главный предмет изучения географии по существу остался прежним. Это всё та же географическая оболочкасреда жизни, среда обитания человека, обладающая удивительными свойствами, отличающими ее от всех остальных слоев Земли и всех известных уголков Вселенной. Но открыв все материки и океаны, нанеся на точные карты даже самые маленькие озера и острова, научившись моделировать на компьютерах различные пространственные ситуации и процессы, ученые поняли, что они не знают практически ничего об устройстве этого мiра. Оказывается, что реки и дороги, города и деревья распределяются в пространстве не случайным образом, а согласно строгим законам, большинство из которых еще до конца не известны. Для их выявления географам понадобилось придумывать принципиально новые теории, «создавать» на бумаге искусственные идеальные пространства: Идеальные материки, Идеальные равнины и Идеальные государства. Соприкасаясь со все расширяющейся границей неведомого, ученые интуитивно только начинают ощущать границы соприкосновения с духовным мiром, который составлял важнейший элемент сокровенного всей предшествующей истории человечества.

В архаичной модели мiра пространство оживотворено, одухотворено и качественно разнородно. Оно не является абстрактным и пустым, не предшествует вещам, его заполняющим, а, наоборот, конституируется ими. Это пространство к тому же организованно, состоит из частей и имеет свои границы, что предполагает две противоположные по смыслу операции, удостоверяющие, однако, единое содержание – составность Пространства и его отделенность от внешнего хаоса.

Карта острова УтопияКарта острова Утопия.

Не последнее место в мифопоэтических пространствах древнего мiра занимал человек, как основной объект, ради которого и через которого происходит сакрализация всего окружающего.

Стремление к комфортной бытовой и психологической среде – типичное и вполне естественное проявление свойств души человека. Но дух требует общения с духовным мiром; отсюда и рождается потребность человека к сакрализации пространства, к возведению невидимых стен «собственного дома», отличного от внешнего мiра, оградиться от которого металлической дверью недостаточно. Духовная потребность и несомненная вера в то, что это действует и ограждает, сознательно или интуитивно заставляют человека окружать себя предметами, связанными с позитивным личным опытом или воспоминаниями: любимые книги, вещи, фотографии близких людей, иконы, иные религиозные атрибуты создают вокруг человека пространство, свойствами которого является чувство духовной гармонии, индивидуальности, покоя и защищенности. Прогулка вокруг своего дома или крестный ход вокруг храма имеют общие побудительные мотивы.

Сегодня, когда в России постепенно выветривается атеистический «опиум для народа» и многие начинают осознавать свои истинные духовные потребности, становится «модным» ношение при себе различных талисманов, «оберегов», нательных крестиков, иконок или поясов с молитвой, хотя люди, пользующиеся ими, подчас могут и не осознавать того, что причина, заставляющая прибегнуть к их защитным свойствам, сродни стремлению какого-нибудь древнего племени или народа выстроить город-крепость или провести пограничную черту-символ. Всего лишь символ, через который может перелететь птица или брошенный камень, перейти человек – добрый или злой, проникнуть идеология – созидательная или негативная, – но символ, который в сознании всегда остается неприкосновенным, а главное, с рассматриваемой нами точки зрения, – священным.

Средневековая карта мира в виде сердцаСредневековая карта мiра в виде сердца.

Многим из армейского опыта известно, что самые «ротозейские» минуты в карауле – когда часовой только что заступил на пост и от пространства, освоенного предшественником, не ожидает подвоха. В полупустом общественном транспорте человек интуитивно старается занять место так, чтобы между ним и окружающими находилось определенное свободное место, но и не слишком далеко от соседей, иначе появляется ощущение дискомфорта; при разговоре с незнакомцем принято «держать дистанцию», а с человеком, духовно близким, мы поддерживаем «тесные отношения». Такое явление человеческой психики говорит о том, что его внутренний мiр тоже имеет невидимые сакральные границы.

Видимая же форма этих границ – одежда человека. Национальные костюмы, присущие конкретному народу и отличающие его от других не только покроем, но и символическими вышивками на ткани, аналогичны по своим свойствам некоторым формам «спецодежды»: костюм шамана или татуировка на теле африканского воина, священническое облачение, мантия прокурора и форма полицейского, выделяющая их из внешней среды и одновременно защищающая во время исполнения своего служения особой статьей закона, – это все те же «крепостные стены» сакрального пространства, но уже личностного.

Идеальный город-крепость Жака Перре.

Таким образом, сакральное пространство – это нечто, ограниченное невидимой стеной, которая обязательно должна совпадать с видимыми границами государства, города, поселения, дома, храма, наконец, самого человека и имеет функциональное предназначение: оградить внутренний сокровенный центр от чужеродной среды, от запредельного внешнего хаоса.

Анализируя мiр человека, многими наблюдателями отмечено, что его жизнь, и особенно творческая деятельность, так или иначе, связана прежде всего с созерцанием пространства своего внутреннего мiра. «Самое замечательное и ... парадоксальное в пространстве созерцания то, что оно является пространством в сознании, в то время как само сознание со всеми содержаниями непространственно. Представления – не суть в пространстве, но в представлениях есть пространство: то, что в них представляется, представляется как пространственная протяженность. Представляемая пространственность и есть пространство созерцания. Это – поразительное приспособление сознания к внешнему мiру; иначе мiр не мог бы быть представлен как «внешний [5] .

Психологами отмечено такое явление, как взаимообмен между внутренним мiром личности и окружающим мiром в процессе жизнедеятельности, когда внешний мiр как бы наполняется «слепками» или следами творчества человека: «Люди не только развертывают свою сущность вовне ... но и активно присваивают ее, делают ее своей внутренней сущностью. Человек формирует свой внутренний мiр путем усвоения, интериоризации исторически сложившихся форм социальной деятельности. [...] Таким образом, границы личности значительно шире границ не только тела человека, но и его духовного мiра. Границы личности можно уподобить кругам, расходящимся на воде от какого-либо центра...» [6] .

За много веков до вышеприведенного вывода об архетипе внутреннего пространства человека и о мотивах, побуждающих его к созидательной деятельности, говорил христианский аскет-пустынник Авва Дорофей: «Представьте себе круг, средину его – центр, и из центра исходящие радиусы-лучи. Эти радиусы чем дальше идут от центра, тем более расходятся и удаляются друг от друга; напротив, чем ближе подходят к центру, тем больше сближаются между собою. Положите теперь, что круг сей есть мiр, самая средина круга – Бог, а прямые линии (радиусы), идущие от центра к окружности или от окружности к центру, суть пути жизни людей. [...] Насколько святые входят внутрь круга к середине онаго, желая приблизиться к Богу, на столько по мере вхождения они становятся ближе и к Богу, и друг к другу; и притом так, что сколько приближаются к Богу, столько приближаются друг к другу, и сколько приближаются друг к другу, столько приближаются и к Богу. И когда удаляются от Бога и обращаются ко внешнему, то в той мере, как они отходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга, и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково и свойство любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовию, столько соединяемся любовию и с ближними, и сколько соединяемся с ближними, столько соединяемся и с Богом» [7] .

Евангельские слова «Царство Божие внутри вас...» (Лк.17:21) указывают на реальность этого духовно-психического царственного феномена, возможность и необходимость сакрализации нашего внутреннего мiра. Об обожении природы падшего человека, а также о благодатном воздействии преображенной личности на окружающий мiр как о главнейшей цели христианской жизни учил св. Серафим Саровский: «Стяжи Духа Святого и тысячи вокруг тебя спасутся».

Так сопрягаются границы личности с границами мiра, претворяя его в среду жизни, возводя из небытия к вечному бытию.

Земная жизнь человека измеряется временем, текущим в рамках пространства, где собственно время является одним из источников жизненных процессов и его материальная сущность устанавливает взаимосвязь Вселенной. Любое полноценное описание пространства подсознательно предполагает определение «здесь-теперь», а не просто «здесь». Пространство и время образуют в этом случае неразрывное единство – хронотоп. «Языковая» мифология подтверждает это заключение нередкими примерами обозначения пространства и времени одним и тем же словом или словами одного корня. Классический образец – лат. orbis, «окружность», «круг», но и – «земной круг», «мiр», «земля», orbis terrae; «область», «страна», «царство», а также «небесный свод» и даже «небо»; «годичный круговорот», «год», «круговое движение» – orbus temporun, «круговорот времен», orbus annuus – «годовой оборот», и, наконец, «человечество».

Иллюстрацией к единению пространственных и временных категорий в древности представляет собой наложение трех временных пластов – прошлого, настоящего и будущего – на пространственную модель мiра: средний мiр, в котором живут люди и происходит соединение неба и земли, ассоциируется с настоящим временем, живущим поколением, стволом дерева, средним течением реки, подножием горы, в свою очередь, верхний мiр – это небо, будущее, потомки, крона дерева, исток реки, вершина горы, а нижний – земля, прошлое, предки, корни дерева, устье реки, пещера. Так вертикальное и горизонтальное членение мiра накладывается на представление о времени в религиозно-мифологических традициях, где «начальное», «первое», время предшествует историческому «профанному» времени и выступает как первопричина исторических событий.

Единство сакральных понятий пространства и времени издавна называется Священной Историей человечества.

Широкое исследование традиций древних религий, осуществленное в последние десятилетия, наглядно показало высокую степень сходства присущих им моделей мiра, что говорит о принципиальном единстве человечества. Устойчивое повторение мифологических универсалий свидетельствует, что сакральное присутствует на протяжении всех времен, освящая историю человечества иногда более ярко, иногда менее и никогда не исчезая за ее горизонтом окончательно. Откровение о Пресвятой Троице готовилось всей религиозной историей человечества, Ее священные прообразы были рассеяны по множеству древних дохристианских культур. Внешнее разнообразие архаичных религиозных культов в целом можно назвать «жертвенником Неведомому Богу» (Деян. 17:23) и отпавшее от истинного «Солнца Правды» (Мал. 4, 2) человечество не было лишено действенной силы священных знаний дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли... (Деян. 17:27). «Тьма не объяла света. Хотя в ком-либо и с какой-либо стороны, но светилась истина и в язычестве, — если не в религии (собственно), то в нравственности, если не здесь, то в области отвлеченной мысли (философии), и особенно приметно — в период пред пришествием Иисуса Христа в мiр» [8] .

За два десятилетия до рождества Спасителя при первом римском Императоре Августе, его подданные решили обожествить своего правителя и поставить в его честь алтарь в столице империи. По этому поводу Император Август спросил совета у сивиллы Тивуртины. Через три дня она призвала кесаря и указала ему на небо: там он увидел храм и Деву, держащую на руках младенца. Сивилла назвала Его Сыном Бога и велела построить алтарь в Его честь. Император Август исполнил повеление и построил храм с Алтарем Мiра, посвященным Сыну Божию — еще не родившемуся в человеческой плоти Иисусу Христу.

(материал подготовлен для книжной публикации в 2001 году, размещен в Рунете в 19 мая 2010, исправлено и дополнено в июне 2011 г.)

читать дальше>>>

на Главную версия для печати  карта сайта сохранитьвформате

Эл.почта: arhipovvv@yandex.ru


 Убедительная просьба автора: при копировании и цитировании не забывайте указывать ссылку на эту страницу


Примечания:

[1] В дореволюционной орфографии словом «мiр» называли окружающее пространство, а словом «мир» – его состояние. Как наверняка уже заметил читатель предыдущих материалов, для их различения в данной работе используются слова в дореволюционном правописании. Это касается и слов с приставкой бес- , появившихся в русском языке только после октябрьского переворота 1917 года.

[2] Немировский А. И. Этруски. От мифа к истории. М. 1983. С. 168.пограничный столб

[3] Вспомним плакат из нашего недавнего прошлого: «Граница СССР – священна и неприкосновенна». Ее линия обозначается, в зависимости от природных условий, с помощью КСП – «контрольно-следовой полосы» – широкой ленты перепаханной земли или же погранзнаками: камнями, пограничными столбами-обелисками и т. п. Слова известной песни времен Отечественной войны «пусть ярость благородная вскипает как волна, идет война народная – священная война» – памятны не только участникам войны.

[4] От итальянского citadella, означающего «небольшой город», городок.

[5] Цит. по: Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в мире мифопоэтического: Избранное. М. 1995. С. 446.

[6] Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М. 1972. С. 256–257.

[7] Подвижнические наставления Св. Аввы Дорофея / Добротолюбие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1992. Т. II. С. 617. (Репринт).

[8] Троицкий Н. И. Триединство Божества. М. 1997. С. 6.