Русь - Новый Израиль
 
Священная граница Новый Иерусалим Тайна московского «Древа сефирот» Обратная сторона Земли Площадь Воскресения России
  
           
на Главную версия для печати  карта сайта сохранить в формате
 
     wq

ОТЕЧЕСТВО

...Человеческая жизнь сосредоточена в государстве, имеющем своеобразную форму, которую придает ему граница. Известно, что влияя на проницаемость границ государств, можно также влиять на жизнь соседних территорий... Понятие границы священного пространства встречается практически у всех народов древнего мира...

wq

ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ

.Каждый языческий народ имел (и имеет) не только государственную религию, но и другую, к которой имела доступ только философская элита. Многие из этих культов исчезли, так и не раскрыв своих секретов, но некоторые выжили, и их мистические символы сохранились до сих пор. Такую тайную государственную доктрину имела и «ленинская гвардияв...

 wq

НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ

«Так всё, — пишет Н. Каптерев,— что прежде давало Константинополю значение главы, столицы всего православного мiра — достоинство царское, достоинство патриаршее, обильная и всеми чтимая святыня — все это теперь было перенесено в Москву....WQ

wq

ОБРАЗ МИРА

«В непривычной развертке поверхности Земли «треугольник вершиной вниз» как подобие аналогичного треугольника «мiра элементов» в «Древе сефирот» образован материками: верхняя группа, в которую входят Австралия, Евразия и Африка, центральная – Северная Америка, и нижняя – Южная Америка. ....WQ

 wq

ИЛЬИЧ БЕССМЕРТНЫЙ

«Сакраментальная фраза Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых» стала для большевиков руководством к действию. В грандиозную мистерию с мертвецом в главной роли были вовлечены миллионы граждан. Кощунственно переиначивая христианскую традицию поклонения святым мощам, большевики навязали живым людям – смерть, омертвляя их души, миллионы пособий и цитат – омертвляя умы, десятки тысяч памятников – омертвляя жизненное пространство....WQ

 wq

ЖРЕЦЫ ВИЛА

«В конце 1937 года, когда внезапно и почти одновременно скончались Воробьев и Мельников-Разведенков, также принимавшие участие в бальзамировании Ленина, руководство всей Лабораторией Мавзолея перешло к Борису Збарскому. По его инициативе была организована специальная лаборатория, подчиненная непосредственно НКВД. Ее деятельность носила глубоко конспиративный характер, и в открытую печать достоверная информация не поступала....WQ

 wq

МАТИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

«Явления Богоматери на Русской Земле начиная с XII века и до ХХI... .

Список Русских монастырей с Ее чудотворными иконами...WQ

 wq

БИБЛИОГЛОБУС

«Книги и статьи, видео- и аудиоматериалы, так или иначе связанные с тематикой сайта....

wq

Эл.почта: arhipovvv@yandex.ru
     
Найти: на

РУСЬ - НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ

.

Насколько жизненна и правомочна средневековая концепция «Третьего Рима»? Как она конкретно осуществлялась, какими методами? И имеет ли под собой достаточное веское основание Русская мессианская идея «Москва - Третий Рим»? Попробуем ответить на этот вопрос.

С упразднением Ветхого Завета и установлением Нового свершилось пророчество Праотца Ноя о «вселении Иафета в шатры Симовы» (Быт.9:27). Иафетические народы, входившие в Римскую империю, соединившись с теми потомками Сима, которые признали обетованного Мессию, составили «Новый Израиль», восполнив свои естественные знания о Боге и Творце со знаниями богооткровенными, которыми, через Царей, Пророков и первосвященников, обладал еврейский народ. .

План Рима. Миниатюра нач. XV в.План Рима. Миниатюра нач. XV в.

Новый смысл существования цивилизации требует соответствующей ему новой государственной формы: «...ибо никто не вливает молодого вина в мехи ветхие» (Лк.5:37). «Нашедшее в среде римской аристократии тысячи верных исповедников, Христианство стало государственной религией благодаря Св. равноапостольному Императору Константину. Во всемiрной столице отныне пребывают верховные властители Нового Сиона — Царь и Первосвященник. О духовном значении Рима свидетельствует преображение его градостроительной композиции. “Вечный город” был основан потомком Энея Ромулом, как оживший на Италийской земле образ некогда утраченной Трои, ветхозаветной столицы славянских племен. При Константине Великом, также ведшим род от Энея, град на 7 холмах приводится в символическое соответствие плану Иерусалима. [...] Кроме Палестинского Иерусалима Рим уподоблялся еще двум столицам, носящим то же название: Небесному Граду Апокалипсиса и городу, который должен был воздвигнуть на земле во славу Пресвятой Троицы новый народ Божий, заступивший место прежнего Израиля. [...] Деятельность Св. Константина по переустройству Рима Италийского, а затем — по строительству Нового Рима, на месте Византия, в Восточной Империи, должна была закрепить за римлянами звание Народа–Богоносца, Израиля, ибо превращала их столицу в Новый Град Иерусалим. Описание такого города встречаем у Товии, Исаии, Иезекииля, Ездры и др. Мысль о переносе столицы была внушена Константину во сне, и он перенес туда не только градостроительную икону Небесного града, но и тех, кто, прежде всего, являл «образ и подобие Божие» — благородных римлян, воинов и сенаторов, оставив в прежнем городе лишь рабов, незаконнорожденных и людей низкого сословия... Константин, подобно Давиду, основал Новое Иудейское Царство — от него ведут свое родство Христолюбивые Самодержцы. На мозаике в соборе   Св. Софии он стоит справа от Пресвятой Богородицы и держит в руках макет Царьграда. Слева от Владычицы нашей изображен Император Юстиниан (527 — 565 гг.), второй Соломон, отстроивший этот собор после пожара с небывалым дотоле великолепием» [1]. Но сакральное моделирование и «перенос» святыни не упразднили окончательное значение Иерусалима, который и в средние века оставался объектом почитания для всех христиан. «Теологическое объяснение мiроздания было единственно допустимым для средневекового человека, и поэтому точными считались те [географические] карты, которые соответствовали этому взгляду. И на карте Исидора Севильского, и на карте из “Rudimentum novitirum” три материка, Европа, Азия и Африка, [...] располагались крестообразно, а на пересечении их помещался Иерусалим, поскольку для средневековых представлений именно Гроб Господень являлся центром мiра» [2].

 

Иерусалим – «центр мiра». Карта Г. Бюнтингтома. 1581 г.

Иерусалим – «центр мiра». Карта Г. Бюнтингтома. 1581 г.

Мысленно представим себе структуру объектов сакрального пространства христианского средневековья: римское государство с его духовным центром — Палестиной, город-крепость Иерусалим, сакральным центром которого с разрушением Храма и установлением Нового Завета становится храм Св. Гроба Господня и внутри него — часовня Адама на священном голгофском холме.

 

Богоматерь на престоле. Мозаика на южных вратах храма Святой Софии.

 

 

Богоматерь на Престоле. Мозаика на южных вратах храма Святой Софии. Св. Царь Константин держит в руках модель города, а Св. Царь Юстиниан - модель храма.

Памятные места и гробницы, горы и долины, связанные как с ветхозаветной историей, так и с земной жизнью Спасителя, Девы Марии и всей первохристианской Церкви, веками притягивали к себе нескончаемый поток паломников со всего мiра. Сегодня, как и в средние века, земля Палестины и Иерусалим в сознании большинства современников остаются сакральным центром мiроздания.

Но Иерусалим, как священный центр сначала Первого Рима, а затем Второго — Византии, был постоянным объектом внешней агрессии, вызываемой как религиозными, так и политическими мотивами. По мере упадка христианской веры в Риме Италийском, а позднее — в Византии, стремление сохранить святыню в неприкосновенности от осквернения породило идею Translatio Imperii (Движущаяся империя лат.) и такое явление, как перенострансплантацию — сакрального пространства в иное, более защищенное место, посредством символизации реального пространства по образцу пространства идеального, наименования его подобно своему архетипу и добавлением в его структуру новых исторически благоприобретенных пространственных символов и святынь. Эти действия позволяют на новой территории сосредоточить все изначально священные образы без утраты их значения, сакрального смысла и таинственной действенности. Практическим руководством к этому служили: 1) Священное Писание, 2) Священное Предание и 3) мистический опыт и знания предшествующих поколений.

План Константинополя. 1420 г.План Константинополя. 1420 г.

Попытка переноса священного пространства известна, например, в истории Франции времен Карла Великого при устройстве города Ахен, с 807 года (задолго до падения Византии) ставшего настоящей столицей франкской империи.

В Ахене король Карл построил дворцовый ансамбль, имевший совершенные пропорции, строго ориентированный по сторонам света, в который были органично вписаны здания для жилья, хозяйства, культурной жизни, отправления правосудия и королевского представительства. Главные строения — дворцовый зал на севере и церковь на юге соединялись длинной галереей, построенной в византийском стиле. Дворцовый зал размерами и очертаниями напоминал огромные императорские базилики поздней империи. А внутренний дворик и притвор церкви (образцом для которых послужил, возможно, собор Святого Петра в Риме) должны были символизировать, по замыслу строителей, Иерусалимские «Золотые ворота». «Они открывали доступ внутрь церкви, представляющей собой правильный восьмиугольник, окаймленный двумя этажами колонн, доставленных из Равенны и достигавших купола, украшенного мозаикой с изображением Христа на престоле...» [3]. В 800 году Иерусалимский Патриарх, «отбросив всякие формы вежливости в отношениях с Византией, хотел сделать Карла признанным покровителем святых мест и прислал ему [...] ключи от Гроба Господня» [4].

Карта Римской империи Карта Римской империи

 

 

На роль «Третьего Рима» в XII —XIII веках претендовал германский город Трир, ставший на относительно непродолжительное время центром «Священной Римской Империи германской нации».

Современные исследователи И.Ю. Меркулов и Г.Я. Мокеев обнаружили символы Иерусалима в столице II Болгарского царства городе Тырнове: «Древний Царев-град, возможно, получивший свое название по подобию византийскому Царьграду, имеет черты уподобления палестинскому Иерусалиму, и своеобразно символическую композицию главных столичных комплексов (царского и патриарших дворцов, культового центра «Трапезицы», войскового — «Момины» и Святой Горы), построенную на кресте и треугольнике» [5].

После падения Римской Империи произошло духовное разделение мiра на Восток и Запад, которые со временем стали все более отдаляться друг от друга, как в религиозном смысле, так и образом жизни.

Правопреемницей и наследницей византийского Востока, символа допотопного Рая и Нового Иерусалима — Небесного (Откр.21:2), становится новое христианское государство, образовавшееся на древней окраине римской ойкумены.

Установление христианской государственности на Руси в X веке стало конечным «вселением в села Симовы» последних представителей потомков праотца Иафета и заступлением в чин Нового Израиля, на который во всей полноте распространяется благословение Ноя на владение всем воцерковленным мiром.

Важно отметить, что методика трансплантации идеального сакрального пространства посредством символизации пространства реального, достаточно ясно просматривается уже в обустройстве города Киева — «матери всех русских городов». «Проведенное Г.Я.Мокеевым сравнительное исследование развития градостроительной структуры Киева языческого и Киева христианского, показало, что строительная деятельность  князя  Владимира (980-1015 гг.) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) была сознательно направлена на воплощение в композиции столицы символического подобия Иерусалиму Небесному (город Владимира), а также Иерусалиму палестинскому и Второму Риму — Константинополю (город Ярослава). [...] Основным градостроительно-архитектурным символом уподобления Киева Иерусалиму и Константинополю стали Золотые ворота. К символам палестинского Иерусалима также относятся Лобное место с воздвигнутым на нем Крестом, общее крестообразное расположение в плане Киева воротных башен и других важнейших доминант и, наконец, строительство в окрестностях Киева пещерного (Печерского) монастыря по подобию с Сионским пещерным монастырем» [6] . Главным собором Киевской митрополии стала Святая София, как и Константинопольская, построенная во образ храма Гроба Господня.

«Итак, чужими были, а людьми Божьими назвались, врагами были, а сынами прозвались. И уже не хулим Его как иудеи, а как христиане прославляем; не сговариваемся, как распять, а как Распятому поклониться: не распинаем Спасителя, а руки к Нему воздеваем; не прокалываем ребра Ему, но от ран, источника нетления, пьем; не тридцать сребреников получаем за Него, но друга и все достояние свое вручаем Ему; не утаиваем Воскресения, но во всех домах своих восклицаем: “Христос воскрес из мертвых!..”» — прославляет Новый Израиль митрополит Илларион в «Слове о законе и благодати» [7].

Таинство Крещения Руси — начальная точка христологического вектора сакрализации пространства России, на котором сосредоточилось все историческое прошлое, настоящее и будущее человечества.

«Когда прозрачная тень возрожденной Римской Империи была ликвидирована оттоманским завоеванием Константинополя в 1453 г., русская боковая ветвь Православия в это время прилагала усилия, чтобы создать свое собственное универсальное государство. [...] Русские не были узурпаторами, бросающими вызов живым владельцам титула. Они остались единственными наследниками. Таким образом, они не были отягощены внутренним чувством греха. Чувство того, что греки предали свое Православие и за это были наказаны Богом, сильно отразилось на далекой русской церкви, где антилатинские настроения были очень сильны. Русский народ оказался последним оплотом Православной веры. Таким образом, он унаследовал права и обязанности Римской империи. Политическая миссия Третьего Рима никогда не сводилась к тому, чтобы спасать или реформировать Второй Рим. Следствием идеи “Москва — Третий Рим” стало устойчивое убеждение русских в осознании ими своей судьбы, что Россия призвана быть последним оплотом, цитаделью Православия» [8].

Как наследница и восприемница Нового Рима, Москва должна была перенести к себе и все особо ценные святыни, находившиеся на Востоке и чтимые всеми христианскими народами.

Мономахов трон или «Царское Место». Москва. Кремль. 1551 г.

Мономахов трон или «Царское Место». Москва. Кремль. 1551 г.

 

В Летописных повествованиях о дарах Императора Константина Мономаха и о венчании Великого Князя Владимира Мономаха среди царских даров, кроме Креста «от самого Животворящего Древа», царского венца, скипетра и других регалий императорской власти, упоминается держава или глобус Мономахов, «золотая, с высоким крестом, до половины с верху разделена отложным крестом по глобусу на четыре части, в тех четвертинах обронную работою финифтяныя библейския действия изображены, приличныя Царскому достоинству» [9] .

Регалии царской ВластиРегалии царской Власти.

«Так всё, — пишет Н. Каптерев,— что прежде давало Константинополю значение главы, столицы всего православного мiра — достоинство царское, достоинство патриаршее, обильная и всеми чтимая святыня — все это теперь было перенесено в Москву... Москва, по убеждению русских, теперь стала действительно третьим Римом, вполне заменившим собою Новый Рим — Константинополь» [10].

Но чтобы сконцентрировать и воплотить в себе все идеи Нового Града, Москве в первую очередь было необходимо выстроить и новое сакральное пространство во образ этого апокалиптического Города. Как же это совершалось? И воплотилось ли в реальности?

(материал подготовлен для книжной публикации в 2001 году, размещен в Рунете в 19 мая 2010, исправлено и дополнено в июне 2011 г.)

читать дальше>>>

на Главную версия для печати  карта сайта сохранитьвформате

Эл.почта: arhipovvv@yandex.ru


 Убедительная просьба автора: при копировании и цитировании не забывайте указывать ссылку на эту страницу


Примечания:

[1] Багдасаров Р. Русь – Новый Израиль // “Град—Китеж”. 1992. № 5 (10). С. 8.

[2] Борисовская Н. A. Старинные гравированные карты и планы.  М. 1992. С. 8.

[3] Любек Стефан. Происхождение Франков. М. 1993. С. 274.

[4] То же. С. 275.

[5] Кудрявцев М.П. Москва – Третий Рим. М. 1994. С. 175.

[6] То же. С. 177–178.

[7] Илларион, митр. Слово о Законе и Благодати. М. 1994.

[8] Тойнби А.Дж. Постижение истории. М. 1996. С. 405–406.