Последняя «Дорога Скорби» Иисуса Христа от Судных Ворот до горы Голгофы открыла образ спасения всему человечеству, принявшему благую Весть. Здесь, на Лобном месте, «пресвятое лицо Его, распятого на Кресте, отвращено было от Иерусалима на северо-восток – на сторону нашего Отечества, пребывавшего тогда во тьме язычества» [1]. И уже после Своего Воскресения, придя на Елеонскую гору, Спаситель оставил на земле два последних следа Своей Божественной Плоти. Один из них находится на горе Вознесения, другой отпечаток перенесен мусульманами в мечеть Эль-Акса. «Разсматривая следы стоп Христа, заключают, что, при Вознесении, Его Божественный Лик был обращен к северу» [2].
Часовня Вознесения («Стопочка») на горе Елеон выстроена над
непосредственным местом Вознесения Иисуса Христа. Внутри часовни сохраняется
один отпечаток в камне Стопы СПАСИТЕЛЯ (в настоящее время часовня принадлежит мусульманам, съемки внутри часовни запрещены). дополнительно см. =>
Вырезанный из скалы второй отпечаток Стопы СПАСИТЕЛЯ, приобретенный Императорским Русским Палестинским обществом у мусульман, перенесенный в Русский Вознесенский монастырь и вмурованный в подножие колокольни Русская Свеча, рядом со входом в монастырский Вознесенский собор.
Для большей части человечества географическим центром сакрального пространства мiра на протяжении многих веков является земля Палестины [3] – «обетованная земля», ставшая Святой после вхождения в нее народов Израиля. После Рая это – вторая в истории человечества Святая земля.
Но вхождению Божьего народа в землю Палестины предшествовало почти сорокалетнее странствование израильтян по пустыне, сопровождавшееся постоянными чудесными знамениями, служившими к утверждению правильного вероисповедания и к установлению особой формы богослужения, которая совершалась в особого же рода переносном храме – Скинии свидения.
Как Правитель, Царь и Первосвященник Своего народа, Господь должен был иметь и особое место Своего присутствия, каковым и стала Скиния.
Скиния в переводе с еврейского означает подвижный шатер, переносную палатку, жилище, обитание, поселение. Она была сделана по особому образцу, таинственно показанному Богом Моисею на горе Синай. По своему устройству она делилась на три части: внешний двор, святилище и Святая Святых. Внешний двор представлял собою правильный четырехугольник, пространством в 100 локтей длины и 50 ширины; он был обнесен со всех сторон загородкой в пять локтей высотою и имел входную дверь с восточной стороны. В передней части двора находился жертвенник всесожжения, на котором приносились все жертвы, кроме жертвы за грех, приносившейся вне стана. Между этим жертвенником и самой Скинией находилась медная умывальница, содержавшая в себе воду для омовения священников. Затем дверь вела в саму Скинию, в ее первое отделение, т. н. святилище. Оно занимало две трети всего пространства Скинии и представляло собою вторую (после внешнего двора) ступень в постепенном приближении к соприсутствию с Богом. В нем содержались три особые принадлежности: 1) жертвенник кадильный, находившийся в самой середине святилища, 2) трапеза по правую и 3) светильник по левую сторону. Святое Святых занимало 1/3 всего пространства Скинии. Внутренность этого отделения была погружена в непроницаемый таинственный мрак. В нем находилась одна, но самая священная принадлежность – Ковчег Завета, который был сделан из дерева ситтим и представлял собою небольшой прямоугольный ящик в 2 1/2 локтя длины и по 1 1/2 ширины и высоты, внутри и снаружи обложенный чистым золотом. На золотой крышке помещались два херувима со склоненными друг к другу лицами и соприкасающимися крыльями и между ними находился Престол Иеговы [4], «обитавшего между херувимами».
Установление Скинии
Расстояние между входом во двор и входом в Скинию было ровно вдвое больше, чем расстояние от входа в Скинию до западной стороны ограды, т. к. святилище занимало последнюю треть всего огороженного пространства. Это находит себе также подтверждение в символизме всех частей описываемого сооружения. Одна стена ее была обращена к югу, другая к северу, а задняя – к западу. Возвышалась Скиния на высоту, равную ее ширине. Лицевая сторона Скинии, по свидетельству Иосифа Флавия, была обращена к востоку, «для того, чтобы лучи восходящего солнца раньше всего могли проникать внутрь нее». Но некоторые считают, что в этом месте иудейский историк ошибается, т. к. вход в Скинию был постоянно закрыт завесою. «Разделив внутренность Скинии на три части, Моисей поставил в расстоянии десяти локтей от задней стены четыре колонны, сделанные наподобие всех остальных столбов и покоившиеся на таких же основаниях, причем промежуток между этими колоннами был самый незначительный. Помещение за этими колоннами до задней стены представляло Святая Святых, куда лишь раз в год имел право войти первосвященник, тогда как остальное пространство Скинии было открыто доступу священнослужителей. Такое распределение Скинии знаменовало собою изображение всего мiроздания: третья часть ее, которая отделялась четырьмя колоннами, изображала небо, как место пребывания Господа Бога, остальное же пространство в двадцать локтей было открыто для одних священнослужителей наподобие того, как земля и море доступны человеку» [5]. Из этой последней части половина ее соответствовала земному мiру, другая – подземному пространству, области умерших и погребенных, иначе – шеолу. Таким образом, Скиния являла собою икону Божественного мiроздания.
Поставленная в центре еврейского стана и организующая его священное пространство, Скиния символически указывала на присутствие Иеговы среди Своего народа. Она была первым храмом ветхозаветной Церкви, и вследствие этого всем своим устройством прообразовывала Церковь новозаветную, как место, где человечество, искупленное Христом, вступает в теснейшее общение и соединение с Богом. Вход в Скинию с востока символически означал, что ветхозаветная Церковь еще только ожидала явления Солнца Правды (Мал. 4:2) – Христа. Таким образом, несмотря на западную пространственную ориентацию, смысловой акцент Скинии был обращен на восток. Во двор Скинии могли входить вместе с иудеями и язычники, и этим предзнаменовалось будущее призвание всего человечества в спасительную ограду Церкви Нового Завета.
Через два года после выхода из египетского плена весь израильский стан отправился в путь по указанию особого облака присутствия Господня, которое поднялось над Скинией и шло впереди народа Божия в виде светящегося столпа, указывая направление движения. Как это описано в Священном Писании, порядок передвижения израильского народа по Синайской пустыне представлял правильно организованную армию, разделенную крестообразно на четыре части, по три полка из колен Израилевых в каждой. В центре образованного четырехугольника находились Скиния, священники и все колено левитов.
По окончании странствования евреев по обетованной земле Скиния была поставлена в Галгалах (Нав.4:19), затем перенесена в город Силом, а оттуда – в Номву (1 Цар.21:1-9). С возведением в Иерусалиме храма Соломона, который, подобно Скинии, также являлся моделью мiра, Ковчег Завета со всеми священными принадлежностями переместился в новосозданный храм. С этого момента Скиния более не упоминается Писанием. (Подробнее об истории Ковчега Завета и его поисках современными археологами см. здесь: Часть 1, Часть 2).
Иерусалимский Храм
Трехкратное перемещение народа Божьего и Престола Вседержителя по обетованной земле перед окончательным водворением в Святом Граде Иерусалиме – исторический прообраз движения новозаветной ойкумены – Церкви-Царства перед ее вхождением в новую «обетованную землю» – Царство Небесное и новый Иерусалим (Откр.21:2) в конце земной Истории человечества.
ИЕРУСАЛИМ
Св. Иоанн Дамаскин в своем «Третьем защитительном слове против отвергающих св. иконы» говорит: «Второй вид [поклонения] — когда мы поклоняемся тварным вещам, через которые Бог совершил наше спасение или до пришествия Господня, или после Его домостроительства во плоти, как, например, гора Синай, Назарет, Вифлеемские ясли, пещера, Св. Голгофа, древо Креста, гвозди, губка, трость, священное и спасительное копье, одежда, хитон, Плащаница, Св. Гроб — источник нашего Воскресения, камень гробный, Св. Гора Сион, гора Масличная, Овчие ворота, блаженный Гефсиманский сад — это и подобное чту и поклоняюсь; чту и всякий храм Божий, и всякое место, в котором произносится имя Божие, — не ради их естества, конечно, но потому, что они вместилище Божественного действования, и через них и в них благословил Бог совершить наше спасение, ибо я почитаю и поклоняюсь и Ангелам, и людям, и всякой материи, участвующей в Божественном действовании и послужившей моему спасению, ради Божественного действования» [6] .
Жертвоприношение Авеля и Мелхиседека. Мозаика. 532 – 547 гг. Церковь Сан-Витале.
По общепринятому на Востоке преданию, город Иерусалим был основан «царем и священником Бога Вышнего» — Мелхиседеком. В древнееврейском наречии это имя означает «царь правды». Отцы Церкви видели в личности Мелхиседека земную икону небесного Царя Христа. «Именем Бога Всевышняго Мелхиседек отличается от служителей многих божеств, а именем священника и от прочих царей... и от самого Авраама; ибо сей, хотя и совершал священнодействия, но не назван священником. [...] Причиною столь великого уважения, оказанного Патриархом царю Салимскому [7], полагать должно не царское достоинство, коему Авраам не имел нужды подчинять себя, будучи победителем и избавителем царей; но священство и благословение именем истинного Бога. [...] Мелхиседек благословляет Авраама, отца верующих, как высший низшего» [8]. По слову Апостола, встреча Патриарха и Царя Салима знаменовала перемену священства (Евр.7:12), его переход от колена левитов в колено Иудово, в котором родился царь Давид и к которому принадлежал Христос.
Еврейское предание объясняет происхождение имени Иерусалим от соединения Иер («Иегова усмотрит») и салим, или шалем, — «мир», указывая его расположение на горе Мориа, на которой патриарх Авраам готовился по Божественному повелению принести в жертву своего сына Исаака.
По этому же преданию, Мелхиседек перенес сюда тело Праотца Адама — первого Царя, Патриарха и Отца народов, и похоронил его в недрах горы Голгофы. Над его могилой «Второй Адам» — Христос — искупил греховное человечество и открыл врата в новую «обетованную землю» — Царство Небесное через Свою Церковь, Главою которой Он является как Царь царей, Первосвященник и Отец «сынов царствия» (Мф.13:38). Голгофская гора с Божественным жертвенником Крестного Древа издревле является священным центром всей Вселенной, и не только для христиан..
Гора Голгофа.
Символика этого «мiрового древа» в повсеместно распространенном типе космогонического мифа выполняет роль оси мiра, вертикали, которой отмечен его центр, и служит точкой соединения между мiрами «горним» (небом), земным и подземным.
Св. Иоанн Дамаскин так рассуждает о значении голгофского Креста: «Как четыре оконечности креста сосредотачиваются в середине и здесь соединяются, так точно силою Божьей держится высота, глубина, долгота и широта, т. е. вся видимая и невидимая тварь» [9] Св. Григорий Нисский, поясняя таинство Искупления, свершившееся на Крестном Жертвеннике, пишет, что Христос покорил Себе все три царства земных стихий: «Вися на воздухе, Христос покорил воздушные силы, и тем показал победу над высшими небесными силами. Простертые же на древе, как говорит пророк Исаия, весь день руки Свои, Он держал для людей, чтобы непокоряющихся поразить, а верующих призвать. Частию же креста, находящегося в земле, Христос покорил преисподния царства» [10]. Таким образом, Искупитель очистил и возобновил путь на Небеса, непроходимый до этого для людей.
Лобное место .
Ради этого Жертвенника и была избрана Спасителем земля Палестины. «И не пророчески ли кто-нибудь назвал Голгофой то место, на котором истинная глава — Христос, претерпел Крест. Кажется, само имя убеждает тебя и говорит: не смотри на Распятого, как на простого человека; распятая глава есть глава всякой власти, глава, имеющая Отца. Потому что “глава мужу — Христос, глава же Христу — Бог” (1 Кор.11: 3)» [11] .
Несколько раз в году Патриарх и архиереи служат на Святой Голгофе Божественную Литургию без митр в воспоминание уничижения Христа, свершившегося на сем месте. «По двадцати восьми ступеням, ведущим в святилище храма над Лобным местом, находящемся внутри храма Воскресения Христова, осмелимся войти наверх. Иконостаса нет. Алтарь открыт, как бы в знамение призвания всего человечества в Церковь Христову. Со всех сторон открыт и престол, а под ним видно круглое отверстие, выдолбленное в камне. По сторонам, к северу и югу, находятся еще две ямы: тут были водружены кресты разбойников, распятых с Господом. Благоразумный разбойник висел по правую сторону от Спасителя — к северу» (выд. - А.В.). [12]. (доп. информация =>
|