Священное Писание содержит немало географических наименований из далекого прошлого практически без изменений дошедших до наших дней.
После Рая второе по своему значению место в сакральной географии человечества занимает гора Арарат, на которой остановился Ковчег Праотца Ноя.
Гора Арарат
Память о всечеловеческом Потопе сохранили практически все народы мiра, зафиксировав сведения о нем в древнейших преданиях, мифах и легендах. Среди них особенно замечателен вавилонский эпос Издубара, в который включен рассказ о Потопе, причиною которого называются грехи жителей легендарного города Суриппака, где жил Ут-Напишти. По совету и плану верховного Бога Эа, Ут-Напишти строит Ковчег и запирается в нем вместе со своей семьей. После продолжительного плавания среди бурных вод Ковчег останавливается на горе Низир. Через семь дней Ут-Напишти выпускает голубя, потом ласточку; оба они возвращаются назад, не найдя себе пристанища. Затем был выпущен ворон, который не вернулся. Тогда Ут-Напишти покидает Ковчег со всеми бывшими в нем тварями и на вершине горы приносит благодарственную жертву Богу. В конце повествования он называется Хазизатра – «разумнейший», или «благочестивейший».
Сходство Ут-Напишти с библейским Праотцом Ноем безспорно. Не менее интересны те графические изображения, которые сохранились вместе с древнейшими клинообразными надписями. Среди них – рисунок Ковчега.
Ут-Напишти в Ковчеге
Библия содержит более подробное описание этого сооружения. Ковчег строился из дерева гофер, что более всего соответствует современному кипарису, и был осмолен внутри и снаружи. Он представлял собой корабль прямоугольной формы, имевший три палубы, как символ трехчастного мiра, и множество «кают» для размещения различных животных.
По вычислению Блаженного Августина, пропорциональное соотношение сторон Ковчега было то же, что и пропорции человеческого тела [1] .
Реконструкция французского чертежа XII в., изображавшего Ноев ковчег (по В. П. Зубову)
Несомненный интерес представляет уникальное руководство начала XII века «О таинственном значении Ноева Ковчега», написанное французским монахом Гуго Сен-Викторским и повествующее о процессе вычерчивания Ковчега. На рисунке Гуго в центре изображены два вписанных друг в друга квадрата, внутренний из которых разделен на четыре малых квадрата. Для получения длины и ширины Ковчега, как говорится в руководстве, стороны этого квадрата (названного «локтем») необходимо продолжить в четырех направлениях. Важно отметить, что средневековый чертежник изображал систему из квадратов и прямоугольников, пересеченных линиями, близкую к т. н. «вавилонам». Они так же имели пропорции, соотносимые с телом человека, и применялись, в частности, при размерении и постройке церковных зданий и жилищ в средневековой Руси (подробнее см. здесь).
«Вавилоны»
Как известно из Писания, по окончании Всемiрного потопа, Ковчег остановился «на горах Араратских», на границе между нынешними Турцией и Арменией. «Принеся жертву Господу Богу... [Праотец Ной] вместе с сородичами устроил жертвенный пир. Это место армяне называют местом высадки, и до сих пор еще туземцы показывают там остатки, сохранившиеся от Ковчега» [2].
Подлинность исторического факта существования Ковчега установлена довольно давно. В XX веке произошло несколько событий, подтвердивших реальность библейского повествования. Приведем одно из нескольких газетных сообщений, посвященных находке Ковчега на склонах Араратских гор:
«Еще в 1949 году, пролетая над турецкой территорией... американский самолет-шпион «краем глаза» зацепил странный объект, торчащий из-подо льда и снега высоко на западном склоне горы Арарата.
...объект вновь появился – уже на снимках, сделанных в начале 70-х годов самолетами-разведчиками «U-2» и «SR-71»... На некоторых снимках аналитики ЦРУ увидели занесенные снегом обледенелые остовы громадных деревянных конструкций, отдаленно похожих на остов затонувшего корабля. Странную находку назвали «араратской аномалией», усилив за ней наблюдение с помощью спутников-шпионов КН-9 и КН-11... Среди американских военных поползли слухи, что им наконец-то удалось отыскать Ноев Ковчег.
О Ковчеге упоминал еще в третьем веке до нашей эры вавилонский ученый Беросус и четыре века спустя известный античный историк Иосиф Флавий. Оба они указывали и место, где был построен и плавал Ковчег. Переведенное на наши современные координаты, оно соответствовало тому месту, где высится Арарат.
Во время первой мiровой войны российские военные обследовали этот район и нашли подо льдом громадный корабль, построенный из олеандрового дерева. Внутренности его состояли из множества небольших «каюток» (для мелких животных) и несколько больших залов, где вполне могли находиться, скажем, слоны... Детальный рапорт о находке послали Николаю II. Царь решил организовать большую экспедицию. Помешала революция.
В конце восьмидесятых у турецкого правительства начались проблемы с курдскими повстанцами, и вся зона горы Арарат была объявлена «запретной территорией» в 1990 году. Группа археологов, под руководством итальянца Анджело Палего, год спустя нарушившая запрет, была похищена курдами и провела у них в плену 27 дней... Снимки 1949 года недавно были переданы историкам и археологам. Но сейчас специалисты еще в большем ажиотаже – ведь ЦРУ обещало вскоре обрадовать ученых фотографиями, сделанными с самолетов «U-2» и «SR-71» и до сих пор считавшихся «сверхсекретными» [3].
Малый и Большой Арарат
Сегодня государства расходуют баснословные средства для совместных экспедиций в околоземное пространство, на изучения безжизненных планет солнечной системы, но, к сожалению, «араратским феноменом» занимаются только энтузиасты-любители и спецслужбы. Возможно, это объясняется тем, что мiровое значение этого открытия заставит пересмотреть всю историю человечества, что было бы разрушительно для многих псевдонаучных доктрин, питающих миф об «обезьяньем» происхождении человеческого рода. Кто знает, как развивалась бы мiровая история, если бы война не помешала обнародовать данные экспедиции 1915 года и продолжить изучение стоянки послепотопного человечества?
Армения, где остановился Ноев Ковчег и где Праотец впервые узнал вкус и действие вина, безспорно признается ботаниками за родину винограда.
Гора Арарат – это место первого жертвенника, сооруженного по окончании потопа недалеко от Ковчега, где Ной принес Богу благодарственную жертву за спасение избранного человечества. Относительно недалеко от Араратских гор находится древнейший армянский город Нахичевань (Ное-хичевань), что переводится как «стоянка Ноя». Вероятно, это и есть первое место стоянки послепотопного человечества, спустившегося с вершины горы на землю перед их расселением по пространству земли, благословенному для проживания. Семейства Сима и Хама вернулись на свою родину в Месопотами [4] , тогда как потомки Иафета населили Северо-Восточную Азию и Европу. Подтверждением этого служат и некоторые географические названия, сохранившие следы пребывания послепотопных прародителей на европейской территории России: имя Иафета находят в названии горы Непат или Нефат в Армении, древнее названии Грузии – Картли, в честь Картлоса, правнука Иафета. Название уральской реки Тобол русские географы возводили к имени Фовеля, сына Иафета. Мифологическое сказание о происхождении названия города Москвы упоминает о легендарном Мосохе – одном из потомков праотца иафетитов.
Духовно-генетическая память народов сохранила воспоминание о первом жертвоприношении Ноя на вершине Арарата, зашифровав ее под символическим именем Мiровой горы.
Образ Мiровой горы возник из представления, что центр земли должен быть как можно больше приближен к небесам. Мiровая гора располагается в центре мiра и через нее проходит его ось (axis mundi). Форма многих сооружений религиозного назначения обычно имитирует форму горы. К таковым относят вавилонские зиккураты, храмовые горы в Индии и Юго-Восточной Азии, пирамиды египтян и жителей доколумбовой Америки, в принципе – любой храм, имеющий вертикальную ориентацию. Считается, что зиккурат и вообще пирамида это – архитектурный образ горы. Греческое pyramid содержит pyr «огонь», которое совпадает с хетским pir «дом» и дагестанским pir «священное место» [5]. На Северном Кавказе существуют средневековые гробницы, квадратные в плане, со ступенчато-пирамидальной крышей, увенчанной шпилеобразным камнем или камнем с шаровидным верхом.
В клинообразных памятниках ассирийских царей Армения известна под именем Urarda или Urtu. По некоторым древним преданиям, слово Ur производится от еврейского слова, означающего «огонь».
Кратное повторение звуков в словосочетаниях Арарат, Урарту, Урурту – обычная в библейском языке форма усиления мысли (превосходная степень), и собственно это слово можно перевести как пламень огненный, или гора гор, юр юров, вершина вершин. Согласно древним урартским текстам, перед храмом ставилось сооружение, называвшееся burgana: это слово близко армянскому burg «пирамида». В индоевропейских языках burg значит «гора». Корень ур входит в названия некоторых городов, построенных среди гор и в предгорьях: Мельбурн, Гамбург, Екатеринбург. Интересно сопоставить с этим древнегреческое демиург, означавшее свободного ремесленника, мастера, художника, в расширенном смысле – созидающее начало, творца; в идеалистической философии – Творца всего сущего.
Корень ур также входит в состав сложных слов, относящихся к особым видам деятельности человека, связанным с огненной стихией (например, металлургии) и, прежде всего, – со священнослужением и жертвоприношением – литургией, что означает в переводе с греческого общее дело, общественное служение.
Изначально вера послепотопных людей находила свое выражение в богослужении, которое в эту эпоху еще не получило определенных форм и состояло главным образом в принесении жертв на первом попавшемся камне или искусственно созданном земляном возвышении. Однажды сделанный жертвенник получал священное значение и на последующие времена, имел предпочтение перед другими жертвенниками и служил местом особых откровений и видений. Особыми обетами некоторым жертвенникам придавалось сугубое значение в смысле постоянного «дома Божия», то есть как бы храма (Быт. 28:20-22). С появлением религиозных построек общественное богослужение совершенствовалось и усложнялось. Храмом вселенского значения был храм царя Соломона, выстроенный в центре Иерусалима на вершине горы Мориа, священнодействие в котором объединяло множество народов, как евреев, так и язычников, исповедовавших единобожие.
Каменный жертвенник, обнаруженный в Тель-Шеве, Израиль.
Центральным моментом христианской Литургии является призывание Небесного Огня – Святого Духа на Престол и пресуществление земной материи – вина и хлеба – в божественные Тело и Кровь. Это жертвоприношение совершается в алтаре храма. Слово «алтарь» происходит от латинского словосочетания alta и ara – «возвышенный жертвенник» – то есть наиболее высокая часть храма, в центре которого находится квадратный Престол со священным ковчегом, который называют «иерусалим» или «сион», где хранятся Святые Дары. Алтарь также знаменует собою Сионскую горницу, где Господь установил Таинство Причащения. Здесь в праздник Пятидесятницы Святой Дух в виде огненных языков сошел на Богоматерь и избранных Апостолов, претворив это святое собрание в мистический храм Тела Христова – Церковь, которая традиционно называется «ковчегом спасения», преодолевающим бурные воды «житейского моря», под которым подразумевается земной мiр с его страстями.
Церковь как архитектурное сооружение традиционно строилась на возвышенности или являлась архитектурной доминантой над остальными постройками. Таким образом христианский храм на горе, усиленный повторением в его форме сакрального символа жертвенника, – это все та же архитектурная икона ковчега Праотца Ноя на горе Арарат.
Значение имен первой послепотопной династии по общепринятому толкованию: Ной – «покой», «упокоение»; Сим – «знак», «символ», вообще «имя»; Иафет – «распространение»; Хам – «черный», «темный», «смуглый».
Сим. Ассирия. Рельеф из дворца царя Саргона VIII век до Р.Х.
Иафет. Фреска 1500 - 1450 гг. до Р.Х.
Хам. Египет, ок. XV в. до Р.Х.
Общеизвестный поступок Хама, совершенный им по отношению к своему Отцу, показывает в нем крайне нечестивого человека. «Он никогда не позволил бы себе такого поругания над отцом, если бы уже раньше не была изгнана из сердца его та почтительность, какою дети обязаны своим родителям. Он, будучи отцом семейства, смеется над отцом своим; это не смех несмысленного ребенка над пьяным; он презирает заповедь Божию в своем сердце. Подавление сыновнего чувства к отцу тем более виновно в Хаме, что в патриархальные времена глава семейства был вместе и представителем его, и священником, и ходатаем пред Богом, и хранителем Божественных заветов и обетований. В наглом поступке Хама и благочестии братьев его прямо и ясно выразились различное внутреннее настроение и различный характер сынов Ноевых и их потомства после Потопа. То, что так глубоко сложилось и утвердилось в природе их, как родоначальников, и сделалось самостоятельным в их воле, по законам природы, должно было далее развиваться в их потомстве. Отсюда событие это открывало источники благословения и проклятия Ноя, распространяющие свои потоки на грядущие роды. И в отношении к великой задаче всемiрной истории о спасении оно имело важное значение: проявляя в себе благочестие и нечестие, оно давало видеть образ приемлемости спасения в одних и неприемлемости в других. Все это обнимала далеко прозирающая душа Ноя. Непокорность и непочтительность Хама наказана рабством, под игом которого особенно должно было стенать потомство сына его Ханаана. Господь-Спаситель обещан Симу, и как Сим и Иафет были почтительны к отцу, то и в позднейшем потомстве своем они вместе разделяют блага спасения, ибо Иафет должен был вселиться в шатры Симовы, разделяя вместе с ним благословение его рода. В потомках Хама вообще открывается праведный на них суд Божий. Они большей частью наследовали грехи своего прародителя, следуя по стопам его нечестия; не было или мало было у них родительской и детской любви; не было тесных семейных добродетелей, и большая часть их томилась и томится под гнетом внешнего рабства» [6] .
Пророчество Ноя своим сыновьям действительно имело решающее значение для их будущего и исполнилось во всех своих деталях. Поясним смысл этого пророчества, согласно святоотеческому толкованию: земля будет разделена между людьми и наибольшую часть займут потомки Иафета; истинная религия сохранится в потомстве Сима: в определенные времена он покорит себе Ханаанскую землю с населяющими ее племенами, и в его стране явится Искупитель мiра. Потомки Иафета также «вселятся в шатрах Симовых» (Быт.9:27), т. е. войдут в Святую землю, как символ основанной в ней истинной Церкви Христа-Спасителя.
Вся история земной Церкви, этого Ковчега спасения, как и всемiрная история человечества – есть очевиднейшее исполнение этих пророчеств. |