Символически все христианские храмы восходят к храму Гроба Господня, воздвигнутому на месте Распятия и Воскресения Спасителя. Как главное свидетельство искупительной жертвы, лежащей в основе таинства Евхаристии, Гроб Господень стал прообразом всех христианских алтарей, которые, в свою очередь, воспринимались как иконы Гроба Господня.
План храма Воскресения Христова
1 – Гроб Господень.
2 – Придел Ангела.
3 – Каменная ваза – «центр мiра».
4 – Гробница иерусалимского короля Готфрида.
5 – Гробница иерусалимского короля Балдуина I.
6 – Придел Св. Иоанна Крестителя, иначе – праотца Адама.
7 – Гробница Мелхиседека (по преданию).
За последнее десятилетие многие соотечественники смогли побывать в Иерусалиме и воочию увидеть храм Воскресения Христова. Те, кто не смог посетить Палестину, так или иначе знакомы с устройством этого храма благодаря доступной сегодня литературе и Интернету.
Кувуклия - Гроб Господень.
Ныне Иерусалимский храм Воскресения Христова, или Гроба Господня, представляет собой целостный комплекс храмов, заключенных в единое тело Воскресенского собора. Наиболее важными его составляющими являются: храм-ротонда (Анастасис) с приделом Ангела и приделом Гроба Господня в центре, Каменная ваза — «центр земли», или «пуп земли», гробница Мелхиседека — первого Иерусалимского Царя, придел Св. Иоанна Крестителя, иначе — праотца Адама под Голгофою.
Престол Голгофы
В центре ротонды Воскресенского храма, на погребальном Ложе Спасителя, ежедневно совершаются три Литургии — православная, армянская и католическая, причем Св. Ложе служит и Жертвенником, и Престолом.
"Пуп Земли" в православном кафоликоне Храма Гроба Господня.
Голгофа — или Лобное место — возвышается на 3 метра над уровнем земли. «Название Голгофы дано сему священному месту, вероятно, по сходству означенной местности с формою черепа, или потому, что здесь часто бывали видимы черепа казненных преступников; по преданию же Церкви, здесь погребен Адам... Исполняется древнее пророчество ветхозаветного евангелиста пророка Исаии: и к злодеям причтен (Ис.53:12), так как Он был распят среди двух разбойников» [1]. Вековая борьба с князем мiра сего торжественно окончилась победою Креста. «Отняв силы у начальств и властей, Он властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:15), «разрушил всю их силу, отсек и главу змиеву» (Св. Иоанн Златоуст) [2].
Место захоронения Главы Адама под Голгофой
Когда император Адриан в 135 году перестраивал город, он, чтобы лишить христиан их святых мест, засыпал Голгофу землей и поставил на ней храм Венеры, таким образом точно обозначив место Распятия Спасителя. Животворящее Древо Креста Христова было обнаружено Св. Царицею Еленой в заброшенном подземном водохранилище рядом с местом Распятия, вместе с двумя другими крестами.
История становления христианской Римской империи, её воскресения для новой Жизни, связана с тайной раскрытия убийства законного израильского Царя Христа. Расследование обстоятельств этого злодеяния, проведенное Свв. Императором Константином и Царицей Еленой, стало важнейшей опорой утверждения в Истине могучей христианской Державы — Первого Рима, ставшего прообразом Рима Третьего — России.
Трещина, которая возникла в результате землетрясения во время крестной смертиСпасителя.
По трещине стекала Кровь Богочеловека и омывала череп Адама.
* * *
В начале Истории человечества сокровенные знания, прежде всего — имеющие отношение к Богослужению, распространялисьизустно, в виде преданий. Современное слово предание происходит от греч. paradosiV «передача», «преподавание», что в более широком смысле близко к термину «традиция» (т. е. передача учения, знаний из поколения в поколение, как правило, устно). «Но если в европейских языках слова, восходящие к лат. traditio, покрывают и научное, и бытовое, и религиозное значения, то в русской терминологии предание (“Предание” в единственном числе) относится прежде всего к религиозной сфере (в других смыслах употребляется термин “традиция”). [...] И Предание и Писание отражают откровение, причем Предание может считаться первичным по времени, но (иногда) вторичнымпо значению. Предание может рассматриваться как сокровенное знание... не сообщаемое непосвященным, но отличающееся от эзотерического знания тем, что в случае необходимости... может быть открыто оглашено...» [3]
Апокалипсис из Откровения Иоанна Богослова. Миниатюра.
Священнодействие вне церковных стен — одна из древнейших традиций христианства, о которой свидетельствует церковный историк Евсевий: «Во время общей скорби всякое место, как: поле, пустыня, корабль, гостиница, темница, были нам хвалебным храмом» [4].
Троицкий сбор. План второго яруса
Практика Богослужения вне стен храма берет свое начало в глубокой древности. Это и первый жертвенник потомков Адама, построенный около 7,5 тыс. лет назад в столице Месопотамии городе Эриду; это и жертвенник Праотца Ноя на горе Арарат и другие жертвенники, известные из ветхозаветной Истории.
Но вернемся к святым местам московского Иерусалима и его священной площади-храму.
Ее название «Красная» означает и «красивая», и (по цветовой символике) «огненная» — подобная «огнезрачному» божественному Престолу (известно другое имя Красной площади — Пожар). «Яко живоносец, яко Рая краснейший, воистину и чертога всякого царского показался светлейший, Христе, Гроб Твой, источник нашего воскресения», — поется при перенесении Святых Даров с жертвенника на Престол. Красная площадь, по своему главенствующему значению в символике Первопрестольной и России, является перенесенным в Москву храмом Гроба Господня, или, что то же, храмом Воскресения.
Церковный Престол - это четвероугольный стол-куб, расположенный в центре алтаря и знаменующий во время Литургии разные сакральные символы из жизни Спасителя, но прежде всего - Гроб Христов. Фигура куба, в плане - квадрата, психологически воспринимается как «устойчивая» фигура покоя, шире - «упокоения» (или «успения» в славянском языке) и в христианской космогонии является центральным литургическим символом Церкви (как в смысле собственно храма, так и «собрания верных»). В древнейших иероглифах буква «п» обозначалась графемой квадрата, а по церковно-славянски она именуется «покой».
Престол и его устройство
По определению о. Льва Лебедева, Михаила Кудрявцева и других первооткрывателей сакральной градостроительной символики России (см. например, эдесь), Троицкий собор на Красной площади (ныне именуемый Покровским или собором Василия Блаженного) символизирует Престол Святой Троицы. «Давно замечено, что его многочисленные внутренние церкви-приделы настолько малы и тесны, что могли вмещать лишь очень небольшое количество молящихся, поэтому весь собор был замыслен не столько как место молитвы, сколько как объект молитвы. В последнем значении он был с внешней стороны оформлен как многоглавый, красочный, затейливый «райский сад», как образ рая или «дома Отца» Небесного, где «обителей много» для праведников (Ин.14:2). По мнению исследователя А.В. Бунина, «при таком положении Красная площадь обеспечивала колоссальную «полезную территорию», тогда как самый храм становился ее своеобразным алтарем» [5].
Устройство московского Анастасиса раскрывается в многозначном названии Троицкого собора — главизны всероссийского храма-площади. Троицкий собор и проводимая в нем служба придавали наглядность идее Москвы как Нового Иерусалима. По свидетельству иностранцев, посещавших Москву в XVI-XVII вв., русские часто называли храм «Иерусалим» или «Горний Иерусалим», что подразумевает главенство этого храма в архитектурной символике Москвы и Красной площади после его возведения.
Троицкий Собор и Лобное место на Красной площади. Литография (ок. 1825) по рисунку А. Кадоля.
Если согласиться с общепринятым мнением, что Красная площадь — храм под открытым небом, тогда Троицкий-Покровский собор — киворий или сень над Престолом этого храма: во-первых, по пространственно-символическому значению в общей композиции Красной площади; во-вторых, по своей шатровой форме, и в-третьих, по одному из своих наименований — «Покровский». Поясним это.
Киворий над престолом.
Графический анализ пропорций Красной площади, проведенный Н.Н. Стояновым, показывает, что ее пространство соответствует традиционному плану христианского храма и фигурам вавилонов — символам-мерилам, которыми пользовались русские храмоздатели при разметке площадки перед закладкой церкви (аналогичные вавилоны, выложенные из камней, покрывали всю территорию площади, как это изображено на одной из гравюр XIX века). Сам же Троицкий собор располагается в центре алтарного пространства храма-площади, что соответствует его символическому значению престола.
По шатровой архитектурной форме, которая впервые стала употребляться в России со времен Царя Иоанна Васильевича, собор следует уподобить киворию над центральным престолом этого храма (в то время как сам его престол — это «место воскресения Христова и честный гроб» [6], что общепринято для символического значения последнего).
Храмовые пропорции Красной площади (за основу взят графический анализ Н.Н. Стоянова)
Подтверждением правомочности такого подобия является и одно из нескольких имен собора — Покровский. «Над святым престолом с древнейших времен устрояется род балдахина или сень. Сень эта от древнейшей своей формы... называется... по-русски киворий. [...] Св. Герман, разсуждая о значении сени, применяет к ней следующие пророческие слова: Бог содела спасение посреде земли, и прибавляет, что без сени этой нельзя понять значение сих слов, потому что... Иерусалим не для всех народов может быть срединою земли, напр. для индийцев или венецианцев. Посему, дабы истина вышеприведенных слов пророческих исполнилась, в олтаре, над престолом, и устрояется сень, которая изображает полукруглый покров неба, а землю означает престол, на котором невидимо присутствует Спаситель, соделавший наше спасение. После сего он говорит: “Святые отцы, как бы небо, устрояют покров над святою трапезою, и под сим покровом, называемым «киворием» (сень), среди четырех столпов возвышается, как земля, священный престол. В устройстве-то сени и исполняется слово пророческое: Бог содела спасение посреде земли”» [выд. — А. В.] [7]. О символическом значении кивория как покрова над престолом говорил и Св. Симеон Солунский.
Алтарь храма также знаменует собой погребальную пещеру над Гробом Спасителя [8]. Если согласиться с тем, что Красная площадь — это храм, тогда Троицкий-Покровский собор символизирует собою киворий, или сень, над центральным престолом храма-площади (другое его символическое значение, о котором речь пойдет ниже, – собственно престол храма Красной площади, покровом которому служит уже само небо).
На Руси киворий над престолом, или «кивот», впервые появляется в XII в. в городе Владимире, в церкви Богоматери. Знаменательно, что этот период Истории Руси связан с Явлением Богородицы Св. Вел. Князю Андрею Боголюбскому, которому Она обещала Свой покров и защиту Русской земле. В 1164 году повелением Вел. Князя устанавливается празднование Покрова Пресвятой Богородицы в знак безчисленных милостей и чудес, явленных Богоматерью русскому народу. В этом же году им воздвигнут первый храм в честь нового праздника — церковь Покрова Богоматери на Нерли.
Дарохранительница «малый иерусалим» из Успенского собора. Москва, 1486 г.
Круглая ротонда над Гробом и расположенная в ней четырехгранная Кувуклия-часовня над пещерой, где было положено Тело Спасителя после снятия с Креста, изображались на древних иконах Воскресения Христова, на предметах мелкой пластики, мозаиках и книжных миниатюрах того времени, а также в виде Дарохранительниц, так называемых «Сионов-Иерусалимов». «Сионы-Иерусалимы» хранились только в наиболее значительных соборах в городах Киеве, Новгороде, Владимире и Москве.
Интересно в связи с этим отметить биполярность композиции иерусалимской церкви Воскресения Христова. Алтарь, всегда находящийся в восточной части храма и ассоциируемый с Раем, динамически соположен с Гробом Господним в западной части храма, по традиции являющейся репрезентацией ада. Подобно церкви Гроба Господня в Иерусалиме, в Троицком храме также отсутствует вход по западной оси.
Гора Голгофа и Лобное место (Распятие). Фрагмент иконы, Россия.
Нетрадиционна ориентация и самого символического храма Красной площади — на юг. Это объясняется тем, что центр — Св. Гроб — сам является главным священным пространственным ориентиром. «Где икона — там и восток»,— говорили на Руси, считая восток эквивалентом верха, «горнего мiра».
Красная площадь. Неизвестный художник. XIX в. На гравюре видна мостовая со своеобразными рисунками.
Молебен на Лобном Месте Св. Пророку Божию Илье. 2005 год.
Поэтому столь велико для нас именно центральное значение Красной площади, расположенной в геометрическом центре Москвы, «посреде земли» Московского царства, в границах европейской части средневековой Руси, той территории, которую наши предки, подобно Святой земле Палестины, промыслительно именовали Святая Русь. Это как нельзя более точно отвечает сакральной символике Красной площади.
Но и другое название Троицкого-Покровского собора, более известного сегодня под именем храма Василия Блаженного [9], имеет свое мистическое значение: греческое имя Василий означает «царский»... Святость в глазах мiра иногда может принимать крайние формы безумия, вызова этому мiру, юродства, так широко почитаемого на Руси во все времена [10]. «Говорят, что я безумный, — говорил один юродивый. — Но без безумия нельзя войти в Царство Божие. Чтобы жить по-евангельски, надо быть безумным. Пока люди будут благоразумны и рассудительны, Царство Божие не придет на землю» [11].
В 1927 году американцы предлагали советскому правительству выкупить Троицкий собор и по частям перевезти его в Америку. Зачем? Только ли как уникальное архитектурное сооружение?..
Мономахов трон или «Царское Место». Москва. Кремль.
|