Чарльз Диккенс когда-то назвал Соединенные Штаты страной, миссия которой заключается в том, чтобы опошлить весь мiр.
За свою краткую историю Америка успела «подарить» мiру не только СПИД и два ядерных взрыва, в одночасье унесших сотни тысяч человеческих жизней: она родила такое явление вселенского масштаба, как «важнейшее из всех искусств» – уникальный американский кинематограф.
Негативное, а подчас агрессивное воздействие современного кино и телевидения на психику человека очевидно. И не только у нас, но и в самой Америке. Голливудская «фабрика грез» с убийственной методичностью пулемета выстреливает на мiровые экраны потоки обывательской продукции: «крутых» героев, порнографию, насилие, загробную нежить. Современный кинематографический имидж – это лжеобраз, псевдоидеал. Он внушает безыскусному потребителю ту «реальность», которая нужна его заказчикам. Когда одна американская телекомпания собрала на «круглый стол» писателей-фантастов и спросила, что их волнует больше всего, те, не задумываясь, ответили: «Роботы. Вернее, как люди позволяют постепенно превращать себя в роботов».
Человеческий мiр, как и все, что создано Богом, многолик и разнообразен. В этом его главное условие существования. Для человека, отрицающегося богоустановленных законов и ищущего абсолютных свобод, отказ от самоограничений приводит к разрушению личностных рамок, которые защищают человека от внешних сил (а зло – всегда действие сил извне, как это было и в Раю). Постепенное размывание нравственных рамок приводит к уничтожению духовного центра, концентрирующего личность, и ставит душу человека в полную зависимость от духовного агрессора, что в конечном итоге приводит к распаду личности и смерти. При игнорировании законных приоритетов нравственности общество разрушается ничуть не в меньшей степени, чем окружающая природа в процессе ее безумного «покорения» человеком.
В последние годы в Америке, этой самой благополучной по комфорту жизни стране, депрессия приобрела характер массового заболевания среди пожилого поколения. Болезнь в запущенной ее стадии часто доводит людей до суицида. По данным агентства «Экстра-Пресс», в Штатах резко возросло число самоубийств среди пожилых (24 000 попыток в год). Анализируя эту страшную статистику, медики выяснили, что в большинстве случаев для столь трагического исхода не было никаких причин, кроме депрессии. Совершенно неожиданно для себя и окружающих, человек, не страдающий тяжелыми заболеваниями, не обремененный серьезными житейскими проблемами, теряет всякий интерес к жизни – перестает общаться, есть, замыкается в себе как в раковине. Америка постепенно приобретает статус самой депрессивной страны мiра. Деградация и вырождение личности становятся парадигмой развития американского общества.
Представим те мысли, которые внушаются обывателю «массовой культурой», рожденной в США и составляющей суть западного «общества потребления». Из всех человеческих чувств выбрано и культивируется самое примитивное и низменное – чувство обладания, жестокий иррационализм, построенный по принципу вседозволенности во имя собственного «Я». Американ-ские телешоу приучают человека к мысли, что жизнь – это игра: выиграл – и ты получаешь то, что честным трудом тебе никогда бы не досталось. Главное в американском общественном сознании – деньги, вещь, товар. Жизнь подчинена безконечной гонке за все новыми и новыми видами товаров и услуг. Американцы живут в постоянном стремлении к приобретательству вещей. Деньги и вещи заполняют для многих американцев пустоту их души, ничтожность и преступность их помыслов и желаний. Глобальная система американизма втягивает в гонку «потребления любой ценой» десятки миллионов людей, делая их рабами порочного и ничтожного мiропорядка, противоречащего духовной природе человека, превращая его в примитивное и малосодержательное существо.
Американский философ-социолог Эрих Фромм так определил человека «массовой культуры»: рыночный человек. Он питается только тем, что предлагает ему рынок. Отсюда и душа у него становится «рыночной». Уход от действительности в иллюзорный мiр потребления, космополитизм сознания, постепенно превращает человека в пресыщенного мещанина, душа которого легко покупается и продается.
В Америке есть жестокое правило: «Ты стоишь ровно столько, сколько тебе платят». Этому правилу подчиняются все, живущие в этой стране. Но проживающих в Америке и «делающих деньги» сегодня гораздо больше, чем работающих на благо собственного государства: среди значительной части белого населения Америки живет неистребимое предубеждение против физического труда. Выполнять его, по мнению многих американцев, считается унизительным. «Существует абсолютно неверное представление о том, что американцы – самый трудолюбивый народ, а его богатства – результат продуктивного труда. Это справедливо по отношению только к небольшой части населения, которая действительно работает очень напряженно и эффективно. Однако она составляет менее трети работоспособного населения страны. По данным официальной статистики, около 40% населения в возрасте от 16 лет и выше не работают. Не ходят на работу 30% американцев и 50% американок. Больше 10% населения в трудоспособном возрасте работают неполный рабочий день. Таким образом, в целом половина населения США либо не работает вообще, либо работает мало. В США существует многомиллионный слой людей (около 5% трудоспособного населения), которых можно назвать воинствующими тунеядцами» [1].
С некоторых пор знаменитое, пошедшее от крамеровского фильма выражение «Этот безумный, безумный, безумный мiр» применительно к Соединенным Штатам надо понимать уже не в переносном, а в прямом смысле слова. «Лучше, выше, быстрее» определяет жизнь американца двадцать четыре часа в сутки. От этого постоянного стремления «вперед и вверх» теряется ощущение реальности – «сейчас» не имеет смысла. Цель жизни сосредоточена в будущем, а на сегодня остается только чувство вины от недостаточности достигнутого благосостояния. По данным Национального института душевных заболеваний, сегодня одна треть американцев страдает клиническим душевным расстройством «в каждый данный год» и половина американцев будет им болеть хотя бы один раз в течение своей жизни.
Не так давно профессор Мичиганского университета Кристин Харрисон обнародовал результаты своих исследований, проведенных среди большой группы студентов. Выяснилось, что каждого третьего из них до сих пор травмируют сцены некоторых «фильмов-ужасов», которые они видели, будучи детьми. Последствия пережитого некогда страха бывают довольно серьезны – вплоть до периодических ночных кошмаров, а также стойкого желания любой ценой избежать некоторых ситуаций – самых обыкновенных, но ассоциирующихся с фильмами или телепрограммами, напугавшими их в детстве.
Очевидная и планомерная демонизация мiрового кинематографа, тон которой задает американская кино-телеиндустрия, построена на элементарных приемах оккультизма и магии. Сопереживания тому или иному «герою», чувственное вхождение в его «имидж» делают зрителя соучастником действия, совершаемого на экране. Последствия этих магических манипуляций сознанием зрителя, прежде всего для самих американцев, заметны уже сегодня: для многих жизнь постепенно превращается в безконечную кошмарную «улицу Вязов», по которой торжественно шествует непобедимый Фреди Крюгер.
Зачем американцам нужно запугивать себя всяческими ужасами? Затем, что для них ужасы – это своего рода лекарство против реальности. Так считает известнейший американский писатель-мистик Стивен Кинг. Его работы разошлись в США в количестве более 250 млн. экземпляров – по экземпляру на каждого американца всех возрастов. Подобную тягу к «страшилкам» писатель объясняет тем, что американцы любят пугаться: «Американскому народу во все времена было присуще насилие как глубинное чувство души. Мы любим дурные сны, зная, что, когда мы проснемся, все будет хорошо...» [2] Психологами давно замечено, что насилие часто выражается в доминировании скрытой агрессивности личности, которое изнутри определяется злостью, вызванной страхом.
Нашествие «американщины» испытали на себе страны всех континентов. Наиболее агрессивным оно было в 50 – 60-е годы, что прямо связано с намерением геополитиков США подмять под себя ослабевшую после войны Европу. Наибольшее сопротивление оказала Франция, где помнят закон о защите французского языка и жестком ограничении американской кинопродукции. От нее страдают и сами американцы: ради душевного спокойствия одного больного в Америке стало хорошим тоном ущемлять права двадцати здоровых, всячески поощрять фильмы про то, что проститутки тоже умеют любить, и судебный иск «дна» к нормальным гражданам, обижающим «дно» самим фактом своего благополучно существования. Под воздействием кинематографа кардинально меняются половые взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Они становятся все более неестественными, все больше и больше дает о себе знать какая-то враждебность со стороны женщин, проявляющаяся под лозунгом т. н. «сексуальных домогательств». По сути, любое естественное движение мужчины, иногда даже взгляд, уже рассматривается как сексуальное домогательство и уголовно наказуемое преступление.
Любовь постепенно вытесняется из жизни граждан Нового Света...
Сегодня можно утверждать, что ни одна нация в мiре не сливала так своего гражданско-политического бытия с древне-халдейским царством, как это происходит ныне с Америкой. Только Ветхий Израиль времен вавилонского пленения, переняв у потомков Ханаана все самое худшее, на что только способно горделивое естество падшего человека, представляет с нею в этом почти полную аналогию. Призрачные свобода, равенство и братство закончились новым греховным столпотворением, в котором сегодня трудно отличить «черных» от «белых», «голубых» от «розовых», а дьяволопоклонники претендуют на роль государственной религии.
Пренебрежение небесным архетипом сделало американцев, неукорененных в священном прошлом Истории человечества, самым безродным конгломератом, горделиво именующим себя «богоизбранным народом» и самозваной «империей». Изначальное отречение от боговенчанной Главы, Отца и Мужа характеризует блудливую мiроправительницу апокалиптического заморского Вавилона: «Ибо она говорит в сердце своем: ‘‘сижу царицею, я не вдова и не увижу горести!’’» (Откр.18:7). Двухвековая история США по своему значению уподобляется жизни беззаботного мотылька-однодневки, и приговор ей был оглашен два тысячелетия назад (Откр.18:10). Уже сегодня в США начинают действовать центробежные силы: штаты хотят все большей независимости от федеральной власти. Но это только «начало болезней» (Мк.13:8).
читать дальше>>>
|