Икона Имени
 
Священная граница Новый Иерусалим Тайна московского «Древа сефирот» Обратная сторона Земли Площадь Воскресения России
  
           
на Главную версия для печати  карта сайта сохранить в формате
 
     wq

ОТЕЧЕСТВО

...Человеческая жизнь сосредоточена в государстве, имеющем своеобразную форму, которую придает ему граница. Известно, что влияя на проницаемость границ государств, можно также влиять на жизнь соседних территорий... Понятие границы священного пространства встречается практически у всех народов древнего мира...

wq

ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ

.Каждый языческий народ имел (и имеет) не только государственную религию, но и другую, к которой имела доступ только философская элита. Многие из этих культов исчезли, так и не раскрыв своих секретов, но некоторые выжили, и их мистические символы сохранились до сих пор. Такую тайную государственную доктрину имела и «ленинская гвардияв...

 wq

НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ

«Так всё, — пишет Н. Каптерев,— что прежде давало Константинополю значение главы, столицы всего православного мiра — достоинство царское, достоинство патриаршее, обильная и всеми чтимая святыня — все это теперь было перенесено в Москву....WQ

wq

ОБРАЗ МИРА

«В непривычной развертке поверхности Земли «треугольник вершиной вниз» как подобие аналогичного треугольника «мiра элементов» в «Древе сефирот» образован материками: верхняя группа, в которую входят Австралия, Евразия и Африка, центральная – Северная Америка, и нижняя – Южная Америка. ....WQ

 wq

ИЛЬИЧ БЕССМЕРТНЫЙ

«Сакраментальная фраза Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых» стала для большевиков руководством к действию. В грандиозную мистерию с мертвецом в главной роли были вовлечены миллионы граждан. Кощунственно переиначивая христианскую традицию поклонения святым мощам, большевики навязали живым людям – смерть, омертвляя их души, миллионы пособий и цитат – омертвляя умы, десятки тысяч памятников – омертвляя жизненное пространство....WQ

 wq

ЖРЕЦЫ ВИЛА

«В конце 1937 года, когда внезапно и почти одновременно скончались Воробьев и Мельников-Разведенков, также принимавшие участие в бальзамировании Ленина, руководство всей Лабораторией Мавзолея перешло к Борису Збарскому. По его инициативе была организована специальная лаборатория, подчиненная непосредственно НКВД. Ее деятельность носила глубоко конспиративный характер, и в открытую печать достоверная информация не поступала....WQ

 wq

МАТИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

«Явления Богоматери на Русской Земле начиная с XII века и до ХХI... .

Список Русских монастырей с Ее чудотворными иконами...WQ

 wq

БИБЛИОГЛОБУС

Книги и статьи, видео- и аудиоматериалы, так или иначе связанные с тематикой сайта....

wq

     
Найти: на

ИКОНА ИМЕНИ

...есть люди, не имеющие никакого понятия
о житии того святого угодника, чье имя носят от святой купели до могилы...
не дозволяя себе никакой укоризны, не можем, по крайней мере, не дивиться их крайнему нелюбопытству...

А.С. Пушкин.

В древности считали: «Имя – это  судьба». Христианство не признает понятия фатума или судьбы человек [1], но подтверждает особые свойства имени, как бы очерчивающего своими границами образ человека. Старец Оптиной Пустыни о. Варсонофий (Плиханков) в беседе с С.А. Нилусом говорил: «...знайте, что очень часто название местности, в которой вы живете, фамилия лиц, с которыми вы встречаетесь, – словом, название или имя в самих себе носят некий таинственный смысл, уяснение которого часто бывает небезполезно» [2].

Известно, что особое значение придавалось именам еще во времена ветхозаветных Патриархов. «Каждое более или менее важное в духовном, религиозно-нравственном или семейном отношении событие непременно отражалось на имени, дававшемся известному лицу или месту. Иногда сообразно с положением того или другого лица в домостроительстве Божием Сам Бог переменял людям имена (как это известно из истории Авраама, Сарры и Иакова), а большею частью назначение имени, особенно детям, служило прямым выражением той или другой духовной настроенности родителей, которые и выражали в даваемых своим детям именах или признание высшего благоволения и соприсутствия Божия, или просто свои чувства, надежды и испытания...» [3]

Историческая традиция номинации берет свое начало от первого человека Адама, пред лицо которого Господь привел представителей всего тварного мiра, чтобы «видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт.2:19), а собственно таинство именования, как особый метод передачи священных свойств в процессе творческого акта, установлено Первотворцом Жизни: «И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт.1:10).

Принимая во внимание свойство древних имен – выражать отличительные особенности и положение каждой личности в патриархальной фамилии, мы можем рассматривать ветхозаветную Историю в свете значения тех или иных библейских имен. Так, например, имя первого сына Каина Еноха – «освятитель, начинатель, обновитель» – могло быть дано ему как первенцу и как «инициатору» нового образа жизни – «городского», взамен скитания между народами, на которое тот был обречен, неся проклятие за совершенное его отцом братоубийство.

Смешение потомков Сифа – «сынов Божиих» (Быт.6:2 – 4) – с потомками Каина через его дочерей, прельстивших их своей внешней красотой, привело к духовной катастрофе, проявившейся и на генетическом уровне. Так появились люди, которых Писание называет «исполинами» – nephilim, «нефилим». Хотя этот термин служит обозначением исполинов (Числ.13:33 и др.), но основное значение его корня – разрушать, ниспровергать, заставить падать, соблазнять, развращать. Вот те духовные свойства, носителями которых было предпотопное человечество: «Все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время...» (Быт.6:5). Естественным следствием повсеместно сформировавшегося нечестивого образа жизни стал Потоп, во время которого на борту корабля-ковчега спаслась лишь одна Семья из всех представителей человеческого рода.

* * *

В Таинстве Крещения Руси ее люди взяли  себе новые священные имена: еврейские (Иоанн, Илия, Михаил и т. п.) и ромейские (Василий, Константин и т. п.), перенеся на церковно-государственное тело сакральные свойства имен Богоизбранного народа и составив Новый Израиль [4]. «Царский Дом Руси приобретает двенадцати коленное Израилево членение: “Крести же Михаил Митрополит 12 сынов Владимеровых”. Каждому княжичу дается свой удел в Русской земле, так же, как в древности сыновьям Иакова. […] Царский род России, Рюриковичи, – род Авраамов. Именно этими словами встречает Св. Благоверный Вел. Кн. Димитрий Иоаннович пришедших Ольгердовичей: “Братия милая, которая ради потребы приидосте ко мне, воистину есте ревнители отца нашего Авраама”. То же произносит он, молясь Пресвятой Богородице: “Ты бо, Госпоже, Богом рождена еси, родителя же Твоя единого внуцы с нами”. И взывая к Небесному Отцу от лица всего народа, Св. Димитрий возглашает: “Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои!”» [5]

Русский идеолог Л.А. Тихомиров писал: «Ни одна нация не сливала так своего гражданско-политического бытия с церковным, как Россия. Только древний Израиль представляет с нею в этом аналогию, ибо даже Византия несла в себе наследство политического учреждения – Древнего Рима, а Россия, подобно Израилю, родилась вместе с обручением Господу» [6] .

Обычай нарекать младенца при Крещении в память празднуемого в этот день Святого, связывая их через святое имя, сохранялся в России вплоть до октябрьского переворота 1917 года. Таинство Крещения – это отречение от всего старого, ветхого и рождение в новый образ, во имя, вхождение в семью святых соименников, где индивидуальность личности не теряется в уподобление Первообразу, а соединяется через Него со всеми. Новое имя дает предпосылку спасения, реализация которого возможна при условии жизни не по букве, но по духу избранного архетипа, по любви к нему.

Наречение имени в христианстве иначе называется «назнаменованием» (от слова «знамение» – символ, образ, чудо). «Имена святых возлагаются на нас в знамение союза членов Церкви земной с членами Церкви торжествующей на небесах. Те и другие составляют одно тело под единою главою Христом и находятся в живом общении между собою. Святые, обитающие на небесах, по любви к братьям своим, живущим на земле, принимают живое участие в их судьбе...» [7]

Духовное тождество Нового Израиля своему архетипу можно объяснить действием благодатных энергий, заключенных в наименовании как Таинстве посвящения (инициации). «“По имени и житие” – стереотипная формула житий; по имени – житие, а не имя по житию. Имя оценивается Церковью, а за нею – и всем православным народом, как тип, как духовная конкретная норма личностного бытия, как идея; а святой – как наилучший его выразитель, свое эмпирическое существование соделавший прозрачным так, что чрез него нам светит благороднейший свет данного имени. И все-таки имя – онтологически первое, а носитель его, хотя бы и святой, – второе» [8]. В течение относительно короткого исторического отрезка большая часть древнеславянских имен исчезла из употребления: их заменили имена небожителей Вселенской Церкви.

Особенно яркообразные (иконологические) свойства имени, а точнее – «именной иконы» Русского народа проявились в его самоназвании – «крестьяне», что и определило историческое Бытие этой соборной Личности, составляющей мистическое тело народа Нового Израиля: «...в русской низовой традиции произошло полное отождествление названия креста с именем Христа и с обозначением верующих в Крест и в Христа (хрест, «крест» – Христос – хрес(ть)яне); впрочем, и научная этимология утверждает, что само русское название происходит от имени Христа, заимствованного из германских языков; ср. древневерхненемецкие Christ, Crist, Krist» [9].

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский писал: «Русский человек ничего не знает выше христианства, да и представить не может. Он всю землю свою, всю общность, всю Россию назвал христианством, «крестьянством». Вникните в Православие: это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство, обратившееся у народа нашего в одну из тех основных живых сил, без которых не живут нации [10]. [...] В народе, безспорно, сложилось и укрепилось даже такое понятие, что вся Россия для того только и живет, чтобы служить Христу и оберегать от неверных все вселенское Православие. ...Так что прямо можно сказать, что эта мысль уже во всем народе нашем почти сознательная, а не то, что таится лишь в чувстве народном» [11]

Итак, став Новым Израилем, русский народ приобретает новые духовные личностные качества. Николай Бердяев, «исследователь географии русской души», писал: «Русской душе не сидится на месте, это не мещанская душа, не местная душа. В России, в душе народной есть какое-то безконечное искание, искание невидимого града-Китежа, незримого Дома Пресвятой Богородицы. Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными ее очами. Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, Божественной правды и спасения для всего мiра и всеобщего воскресения к новой жизни. Она вечно печалуется о горе и страдании всего народа и всего мiра, и мука ее не знает утоления. Душа эта поглощена решением конечных вопросов о смысле жизни. Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворимость ничем временным, относительным и условным. Все дальше и дальше должно идти, к концу, к пределу, к выходу из этого “мiра”, из этой земли, из всего местного, мещанского, прикрепленного. [...] В русском человеке нет узости европейского человека, концентрирующего свою энергию на небольшом пространстве души, нет этой расчетливости, экономии пространства и времени, интенсивности культуры. Власть шири над русской душой порождает целый ряд русских качеств и русских недостатков. [...]. Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности» [12].

Безграничность и широту пространства соборной души русского народа можно рассматривать как определяющий духовный фактор в русской Истории, в его историческом образе Бытия.

(материал подготовлен для книжной публикации в 2001 году, размещен в Рунете в 19 мая 2010, исправлено и дополнено в июне 2011 г.)

читать дальше>>>

на Главную версия для печати  карта сайта сохранитьвформате

Эл.почта: arhipovvv@yandex.ru


 Убедительная просьба автора: при копировании и цитировании не забывайте указывать ссылку на эту страницу


Примечания:

[1] В христианстве имеются иные понятия для характеристики промысла Божия о мiре и человеке – промысл, предведение, и предопределение, которые различаются своими действиями в Боге: «Промысл относится к творению. Но предведение и предопределение были в Боге прежде бытия мiра, хотя и различны между собой. Предведение есть одно ведение будущего без определения его в частности, то есть оно не определяет существование той или другой вещи. А предопределение есть определение частное, то есть оно и определяет, что должно быть. Но определяет только добро, но не зло, ибо если бы оно определяло и зло, то это было бы противно естественному свойству Божию – благости». Настольная книга священнослужителя. М. 1986. Т. 5. С. 357–358.

[2] Неизвестный Нилус. М. 1995. Т. II. С. 216.

[3] Лопухин А.П. Библейская история Ветхаго Завета. Монреаль. 1986. С. 86.

[4] «Израиль (И-зря-Иле) с таинственного первоязыка Священного Писания переводится как «душа (и), зрящая (зря) Творца (Иле). В православной традиции так именовался головной этнос, сохраняющий незыблемыми догматы Веры и обрядность Церкви». Багдасаров Р. Подножие Белого Престола // “Земщина”. 1994. № 98.

[5] Багдасаров Р. Русь – Новый Израиль // “Град-Китеж”. 1992. № 5 (10). С. 11.

[6]Цит. по: Фомин С. Россия перед Вторым Пришествием. М. 1994. С. 249.

[7] Булгаков С. В. Настольная книга для священноцерковнослужителей. М. 1993. Кн. II. С. 955. Репринт.

[8] Флоренский П. А., свящ. Имена // Опыты: Историко–философский ежегодник. М. 1990. С. 367.

[9] Мифы народов мира. М. 1997. Т. 2. С. 13.

[10] Достоевский Ф.М. Дневник писателя / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений, в 30 тт.   Л. 1981. Т. 23. С. 130.

[11] Достоевский Ф.М. Дневник писателя... 1982. Т. 24. С. 62.

[12} Бердяев Н.А. Судьба России. Москва; Харьков. 1999. С. 282–283, 327.