Славянский Космос. Преображение
 
Священная граница Новый Иерусалим Тайна московского «Древа сефирот» Обратная сторона Земли Площадь Воскресения России
  
           
на Главную версия для печати  карта сайта сохранить в формате
 
     wq

ОТЕЧЕСТВО

...Человеческая жизнь сосредоточена в государстве, имеющем своеобразную форму, которую придает ему граница. Известно, что влияя на проницаемость границ государств, можно также влиять на жизнь соседних территорий... Понятие границы священного пространства встречается практически у всех народов древнего мира...

wq

ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ

.Каждый языческий народ имел (и имеет) не только государственную религию, но и другую, к которой имела доступ только философская элита. Многие из этих культов исчезли, так и не раскрыв своих секретов, но некоторые выжили, и их мистические символы сохранились до сих пор. Такую тайную государственную доктрину имела и «ленинская гвардияв...

 wq

НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ

«Так всё, — пишет Н. Каптерев,— что прежде давало Константинополю значение главы, столицы всего православного мiра — достоинство царское, достоинство патриаршее, обильная и всеми чтимая святыня — все это теперь было перенесено в Москву....WQ

wq

ОБРАЗ МИРА

«В непривычной развертке поверхности Земли «треугольник вершиной вниз» как подобие аналогичного треугольника «мiра элементов» в «Древе сефирот» образован материками: верхняя группа, в которую входят Австралия, Евразия и Африка, центральная – Северная Америка, и нижняя – Южная Америка. ....WQ

 wq

ИЛЬИЧ БЕССМЕРТНЫЙ

«Сакраментальная фраза Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых» стала для большевиков руководством к действию. В грандиозную мистерию с мертвецом в главной роли были вовлечены миллионы граждан. Кощунственно переиначивая христианскую традицию поклонения святым мощам, большевики навязали живым людям – смерть, омертвляя их души, миллионы пособий и цитат – омертвляя умы, десятки тысяч памятников – омертвляя жизненное пространство....WQ

 wq

ЖРЕЦЫ ВИЛА

«В конце 1937 года, когда внезапно и почти одновременно скончались Воробьев и Мельников-Разведенков, также принимавшие участие в бальзамировании Ленина, руководство всей Лабораторией Мавзолея перешло к Борису Збарскому. По его инициативе была организована специальная лаборатория, подчиненная непосредственно НКВД. Ее деятельность носила глубоко конспиративный характер, и в открытую печать достоверная информация не поступала....WQ

 wq

МАТИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Явления Богоматери на Русской Земле начиная с XII века и до ХХI... .

Список Русских монастырей с Ее чудотворными иконами...WQ

 wq

БИБЛИОГЛОБУС

Книги и статьи, видео- и аудиоматериалы, так или иначе связанные с тематикой сайта....

wq

ДЛЯ Ваших СООБЩЕНИЙ и отзывов: СЮДА!!!
     
Найти: на

СЛАВЯНСКИЙ КОСМОС. ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Можете ли пить чашу, которую Я пью,
и креститься крещением, которым Я крещусь?

Мк.10:3.

Как пишет И.В. Иконников, древнейшие поселения т. н. трипольской культуры, которая распространялась между Карпатами и Днепром и считается родиной протославян, оставила следы множества поселков, располагавшихся на высоких плато. «В 30-е годы раскопано и изучено трипольское селение близ современного села Халепье на Киевщине, названное “Коломийщина-I”. Его площадка охвачена почти правильным кругом с диаметром 160–170 метров, по которому расположено 30 жилищ. Внутри группа домов образует второй круг. Центральная площадка оставалась свободной и, по-видимому, служила местом для загона скота и совершения праздничных ритуалов. Внешний круг домов, связанных изгородью, был первоначальной, единовременно созданной формой. Умножение числа построек шло за счет внутреннего пространства. Самый крупный поселок трипольской культуры был открыт у села Владимировки в бассейне Южного Буга. Диаметр его внешнего кольца достигал 900 метров, более 200 жилищ располагались пятью концентрическими кругами. Здесь разрастание происходило, очевидно, путем наслоения внешних колец. На позднем этапе развития трипольской культуры (2100–1700 до н. э.) периметр поселений стали укреплять оборонительными сооружениями – рвом и валом (поселение Кукутени поблизости от Ясс).

По аналогии с поселениями других культур, находившихся на близком уровне развития, можно полагать, что кольцевое очертание трипольского поселения с его ритуальным ядром в центре было формой, отражающей модель вселенной, сложившуюся в представлении обитателей. [...] Для периода Реконструкция и план раскопок поселения трипольской культуры «Коломейщина-III»расцвета трипольской культуры (2700–2100 до н.э.) характерны большие наземные дома, прямоугольный план которых делился перегородками на несколько помещений со своими печами. Священность жилища для оседлого земледельца отразили ритуальные глиняные модели. Их во множестве находят при раскопках трипольских поселений. Если такая модель изображает дом в целом, на ней акцентирована кровля, двускатная или четырехскатная. Известны и модели, изображающие кровлю и как особый объект. Кровля стала символом крова, жилья, неотъемлемой частью его образа.

Реконструкция и план раскопок поселения трипольской культуры «Коломейщина-III» (по Т.П. Пассек).

Внутри дома главное место занимала печь – домашний очаг, перед которым устраивали и алтарь-жертвенник, прямоугольный или имевший крестообразное очертание. Алтарь ориентировали по сторонам света, независимо от направления стен дома. Внимание к ориентации по солнцу тоже черта, характерная для архаических земледельческих культур. Производной от числа сторон света была магическая роль числа 4. Под его влиянием на трипольской керамике строился орнамент, отмечались четыре главные направления на округлых телах сосудов, часто повторялся четырехконечный крест, вписанный в диск» [1] .

Значительно позже (X–VII вв. до Р. Х.), когда праславянам-земледельцам пришлось столкнуться с набегами степняков-киммерийцев, защитой от них стали городища-крепости с постройками вдоль кольца и общественным пространством посередине. Существовали также и небольшие городища с круговой застройкой вдоль оборонительных стен, которые назывались хоромы (от «хоро» – круг). «Круговая» символика города нашла свою преемственность и в раннеславян-ских поселениях (II–IV вв.), которые получали форму компактных городищ с валами и частоколами. Постройки внутри кольца укреплений группировались вокруг центрального открытого пространства – иногда со зданием, где проходили собрания родовой общины. «Предположение, что круговое очертание имело не только функциональное, но и символическое значение, подкрепляется его распространением в сфере, где символичность круга не вызывает сомнений: круглыми были Курган Черная Могила в Черниговеплощадки ритуальных костров, жертвенника, святилища. Круговое очертание имели древние славянские календари (сосуды-календари, описанные Б.А. Рыбаковым), круг служил основой солярных знаков» [2].

Курган Черная Могила в Чернигове. Конец X в. Реконструкция Б.А. Рыбакова.

В дохристианской Руси повсеместно были распространены погребальные курганы – «архитектура земли». Курган – искусственная гора, подобно египетским пирамидам, в мифологии древних славянских народов выступает как ось мiра. Погребальные обряды, связанные с возведением курганов, сохранялись на Руси до утверждения христианства. Наиболее известное среди подобных сооружений – курган Черная Могила X в. в Чернигове. Его коническую насыпь венчает вотивный столб. «Силуэт этой русской пирамиды господствовал над обширным пространством долины реки Десны. [...] Черниговский некрополь насчитывал некогда тысячи курганных насыпей, обрамлявших широкой дугой городские стены и расходившихся вдоль главных дорог»[3] , образуя сакральное пространство дохристианской Руси. Святилище у села Ржавинцы, относящееся к IX–X вв., опоясано концентрическими кольцами двух валов. «К внешнему валу изнутри примыкают следы круговой постройки – “хором”, по окружности внутреннего вала шла каменная вымостка для “крады”, ритуального костра, который огненным кругом охватывал площадку с каменным столбом-идолом в центре. Подобные идолы – каменные или деревянные – представляли собой четырехгранный столб, венчающийся круглой шапкой, под которой были высечены или вырезаны четыре обращенные в разные стороны человеческие лица, ориентированные по сторонам света. Славянское имя божества солнца – Хоро – можно поставить в один ряд со словами, обозначающими “круг” – “хоровод” – круговое движение, “хоромы” – обстройка вокруг. В лингвистическом соответствии “хору” находится слово “коло”, обозначающее “круг”, “кольцо”, “круговой танец”, “мiрскую сходку”»[4] .

В скандинавских сагах Русь называли «Гардарики» – Страна городов. Слово «город» изначально означало лишь «укрепление». Характерным типом крупных древнерусских поселений являлись деревянные ограды. Говоря об их постройке, летописцы применяют выражение «срубить город», что означало – обнести какое-либо место оградою, тыном, частоколом, деревянной или каменной стеной. Иногда слово «рубить» заменяли словами «заложить», «окладать», «обложить». Крупные города имели несколько «городов»; наружные назывались окольным градом, градом кромным или кромом, внутренние назывались днешним градом, детинцем, а позднее – кремлем. Название «детинец» производят от слова «девать», «деть», т. е. «укрыть»: при внешней опасности жители города и окружающих селений прятали в детинце все, что было для них самого ценного – княжескую или царскую семью, государственную казну, церковные святыни, детей, жен, старцев. Таким образом, кремль является аналогом цитадели западноевропейских замков – центром и средоточием жизни города и его округи. «Как отмечал Б.А. Рыбаков, в окружающей крестьянской массе жило ощущение “своей земли”, имевшей центр притяжения в виде срединного города, центра союза племен, вроде Смоленска, города земли кривичей, Полоцка в земле полочан, Волыня в земле волынян» [5] .

Начало истории русской архитектуры связывают со временем расцвета монархии Киевской Руси. Русь, располагавшаяся на окраине римской ойкумены, становится «зоной встречи цивилизаций». Принятие христианства на Руси положило начало взаимодействию культурных традиций восточных славян с наследием цивилизаций Константинополя, стран Передней Азии и с западноевропейской культурой, однако, не поколебало глубинной архетипической связи славянской духовной культуры человек – природа, но существенно одухотворило ее, подняло на качественно иной мистический уровень, дало новый творческий импульс развития эстетического сознания. Свержение идолов и устройство храмов и монастырей на местах языческих капищ было естественным завершением развития славянской космогонии и организацией нового сакрального пространства Киевской Руси.

На основе синтеза славянской, константинопольской и западноевропейской культур на рубеже X–XI вв. возникла уникальная художественная образная система русского города.

Двойственность природы жилой среды – как материального факта и как символического текста, составляющего и описывающего картину мiра, – претворялась и жила в изустной многовековой культуре русских городов и деревень, когда в процессе развития и сложения традиций новое не просто сменяло старые формы, а наслаивалось на них, уточнялось, принимало все более правильные очертания, соответствующие истинной картине мiроздания.

читать дальше>>>


(материал подготовлен для книжной публикации в 2001 году, размещен в Рунете в 19 мая 2010, исправлено и дополнено в июле 2011 г.)

на Главную версия для печати  карта сайта сохранить в формате

Для Ваших сообщений и отзывов : СЮДА!!!


 Убедительная просьба автора: при копировании и цитировании не забывайте указывать ссылку на эту страницу


Примечания:

[1] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: Развитие традиций. М. 1990. С. 15–16.

[2] То же. С. 17–19.

[3] То же. С. 25.

[4] То же. С. 27.

[5] То же. С. 30.