Нет никакого сомнения в том, что Россия, несмотря на всю противоречивость ее истории, внесла столь значительный вклад в судьбы человечества, что без нее всемiрная История немыслима. Река Истории потекла бы совершенно по иному руслу, если бы Русь не стала барьером между татаро-монгольскими завоевателями и Западной Европой, если бы она не объединила под своей властью и не приобщила к мiровой культуре десятки народов, разбросанных и изолированных на огромном пространстве Евразийского континента, не положила бы конец наполеоновским войнам и гитлеровскому вторжению. Но все это только внешние признаки, характеризующие роль России в судьбе человечества.
Русское Православие – вот тот истинно безценный талант (Мф.25:16), святая икона нашего Бытия, чудотворный образ Святой Руси, который сегодня становится все более отчетливым и зримым для людей, духовно зрячих.
Настоящий мiр постоянно находится в процессе своего преображения, которое постепенно, последовательно и неуклонно приближает его к небесному архетипу. Но одно несомненно бросается в глаза внимательному наблюдателю Истории: если православие есть свет мiру (Мф.5:14), то носящим его народам приходится более всего испытывать на себе жезл наказующей любви и правды Божией. Православный Восток более всего испытал невзгод, во многом повторяя судьбу многострадального Израиля.
Цель врачующего наказания Божия – сделать грех отвратительным человеку. Осознание своего падения и искреннее покаяние не только спасают от гибели, но и возвращают человеку все, чего лишает грех: «Сын мой был мертв, но ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24). «Возвращение блудного сына началось с того, что он «пришел в себя» – это отправная точка... Грех исторгает из внимания порядок Божественный и увлекает в порядок противоположный, где видны одни только предлежащие блага и жизнь чувственная, не чающая себе конца... Пройди в уме порядок Божественного Домостроительства – и зародится в тебе забота о своем спасении...» [1].
Сегодня миллионы русских и других народов бывшего Советского Союза, вложив в «зиккураты» ленинской идеологии все свои физические, духовные и творческие силы, существуют в родном Отечестве на правах, сравнимых с правами разве что строителей египетских пирамид, хотя современные пирамиды тайной власти России по своей преступной «архитектуре» не идут ни в какое сравнение с усыпальницами древних фараонов. Двусмысленная фраза «мы не рабы, рабы – не мы», как магическое заклятие повторяемая в «ликбезах» оболваненными «массами», сегодня завершается введением «индивидуальных налоговых номеров» с тремя шестерками. Воспитание «советского человека нового образца», о котором рапортовал когда-то верный ленинец Горбачев на очередном съезде партии, приближается к логической развязке.
Действительно, как рабы, целые поколения были приучены мыслить штампами, услужливо заготовленными «хранителями секретов» – партсекретарями разных уровней посвящения, рассматривая человека и Историю с точки зрения классовой борьбы за идеалы, искаженные призмой марксистско-ленинской идеологии. Но жизнь слишком многогранна, чтобы сводить ее смысл к достижению материального благополучия. Плоды такого подхода сейчас пожинает старшее поколение, не решаясь дать трезвую оценку своему прошлому, со страхом воспринимая настоящее и с парализующим трепетом думая о завтрашнем дне своих детей и внуков. Но, в конце концов, это заслуженное наказание подразумевает и возможность исцеления: «познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32).
Еще совсем недавно нас учили гордиться «великим Октябрем», при этом усердно штукатурили темные пятна собственной Истории. Теперь штукатурка облетела – и началось какое-то торопливое покаяние. Не разобравшись толком, втаптывается в грязь вся прошедшая жизнь народа.
Подобная торопливость не только неуместна, если это касается неложного покаяния, но и крайне вредна. В истории СССР есть славные страницы, на которые не стыдно взглянуть и сегодня. Среди них – победа в Великой Отечественной войне – священной народной войне, которая объединила расколотое после 1917 года общество. Идеей, объединившей народы, стала идея защиты общего Отечества как дела правого и праведного для всех [2].
Даже и сейчас еще принято считать, что если бы не "руководящая роль партии", то неизвестно, каков был бы исход этой войны. Однако, следует напомнить, что победа в этой войне была обетованна Самой Богоматерью [3], явившейся митрополиту гор Ливанских Илие, и была обусловлена открытием церквей, монастырей, освобождению из тюрем священников, то есть – жизнью Церкви. Местоблюститель патриаршего престола Сергий (Страгородский) в первый же день войны написал «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал русский народ на защиту Отечества: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз поставить народ наш на колени перед неправдой... Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу!» [4]. В своем обращении митрополит Сергий нигде не упомянул ни Советский Союз, ни его правительство. По всей стране служились молебны о даровании победы, ежедневно за богослужением возносилась молитва «О еже подати силу неослабну, непреобориму и непобедительну, крепость же, мужество с храбростию воинству нашему на сокрушение врагов и супостатов...»
В проповеди, произнесенной местоблюстителем 26 июня в Богоявленском соборе, были такие слова: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни только бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет миазмы. Да послужит и наступающая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной...» [5].
Как известно, в смертельном бою не бывает атеистов. Напомним также, что идола Вила вывезли из Москвы в Сибирь в первые же дни войны – 28 июня 1941 года [6], вместе с его жрецами, благодаря чему столица выстояла, а Россия победила полчища западных неоязычников.
Небесная Церковь по-разному участвует в жизни земной, так же как и мы в ее жизни. История минувшей священной войны сохранила в памяти многих ее участников явления Богоматери в самые решающие битвы – на подступах к Москве, когда уже ничто, казалось бы, не препятствовало гитлеровским войскам, под Сталинградом, на Курской дуге, при штурме Кенигсберга. Для многих очевиден и смысл того, что война началась в день Всех святых, в земле Российской просиявших и закончилась в праздник Великомученика и Победоносца Георгия в пасхальное воскресенье 6 мая 1945 года.
Чудо выживания России в XX веке – не есть заслуга «рулевой» правящей партноменклатурной верхушки. Это чудо произошло благодаря молитвам Богоматери, для Которой и сегодня Россия остается Ее избранным «Домом», благодаря молитвам старцев и подвижников благочестия, благодаря заступничеству Небесных Сил, и прежде всего – Ангелу Хранителю России – Государю Николаю II.
Святость нашей земли засвидетельствована ее тысячелетней Историей. Она не зависит от чьих-либо «перестроек», планов глобальных реформ и от того, как нас официально кличут – РСФСР, СССР или СНГ. «Как под распятием, так и под серпом и молотом, Россия – все еще Святая Русь, а Москва – все еще Третий Рим» [7], – писал английский историософ Арнольд Дж. Тойнби несколько десятилетий назад.
Св. Иоанн Кронштадтский называет Божественную литургию ОСЬЮ МIРА: «Как колеса могут двигаться только вокруг оси, так и наш мiр, может двигаться, имея Божественную Литургию. Она есть основание всей жизни мiра» [8].
Безспорно, разцерковленному сознанию современников трудно понять евхаристический смысл Истории. Но только при таком взгляде можно постичь цикличность сотворенного мiра, духовный смысл исторических параллелей и непреложность Божественных обетований и предопределений.
Чтобы яснее уразуметь историю первоначального совершения Евхаристии, составляющей центральную часть Божественной Литургии, нужно проникнуть в сокровенные причины и таинственные знамения всех слов, символов, вещей и действий, относящихся к этому Таинству.
Св. Иоанн Златоуст называет Литургиею благочестивую жизнь всякого христианина. Преимущественно же Литургия означает всенародное Богослужение, соединенное с приношением Тела и Крови Христовой. «Чрез все совершение Литургии представляется плотское Спасителево смотрение... и все тайноводствие... есть как бы некоторое тело, или состав Истории Христовой» [9].
, – говорит Николай Кавасила, архиепископ Фессалонитский. По слову Апостола, Евхаристия – это Сам Христос, таинственная Пасха наша (1 Кор. 5:7).
Во Христа креститься – значит облечься в Его крестную смерть, взойти на Голгофу, сораспяться с Ним, умереть, сойти во ад до самых его глубин... но, значит, с Ним же совоскреснуть. Этим узким и трудным, но единственно спасительным царским путем к Истине и Жизни вечной идет Россия вот уже целое тысячелетие.
Евангелие словами Спасителя приоткрывает нам завесу над Замыслом Творца, в котором предопределено место грядущего и несомненного Воскресения России: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мiре сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин.12: 51-52).
В ветхозаветной истории известны два праздника Пасхи: перед выходом израильтян из египетского плена и после устройства Скинии накануне вхождения в «землю обетованную». Память этих событий торжественно отмечалась ежегодно.
Только однажды за всю Свою земную жизнь Царь Израиля выступает в роли Первосвященника – в Сионской горнице, где Им была совершена последняя Пасха Ветхозаветная и первая Пасха христианская. По Воскресении Его, в преломлении хлебов апостолы узнали своего Учителя. После сошествия Святого Духа в праздник Пятидесятницы и рождения Церкви, Таинство причащения Тела Божественного Агнца стало Пасхой Новозаветной, как переход от старого и ветхого мiра к новому [10] .
В христианской традиции существует также два праздника Пасхи: «пасха крестная» – в Великий Четверг, когда Агнец Божий был принесен в Жертву за грех народа, и пасха Воскрес(т)ная, когда мiр был окончательно освобожден от власти греха. В этот «Праздник праздников» во всех храмах читается Евангелие на четырех языках как символ всемiрной проповеди. Именно в эти Святые дни – «чистый Четверг» и пасхальное Воскресение церковный народ особенно стремится причаститься Тела и Крови Христовых.
В нашей Священной Истории также можно выделить две Пасхи: Крестная Пасха 1918 года, когда вслед за своим Царем сонм Новомучеников принял страдания во образ Царя Небесного, а для обезглавленного государства Российского началось «погружение во тьму» греховного плена. И вторая, грядущая Пасха – Пасха Дивеевская [11], о которой пророчествовал дивный старец Серафим Саровский.
Празднику Пасхи предшествует Великий пост, входящий в церковный богослужебный круг. Этот круг можно рассматривать как икону Времени, наравне с другими церковными символами, как своего рода особый вид богословия церковного бытия. О символике богослужебного круга можно было бы написать отдельную книгу, но мы обратим внимание только на тот период церковных служб, который предшествует Воскресению Христову.
Последование богослужения, совершаемого накануне Великого поста и во время него, изложено в особой книге – великопостной Триоди. «Богослужение по сей Триоди ежегодно начинается за 70 дней до великого и светлого праздника Пасхи. Семидесятидневный период [12] великопостной Триоди, изображая Иисуса Христа среди пустыни в посте и молитве, в искушении от дьявола, в искупительных подвигах страдания и смерти, представляет особенное уничижение Господа и указывает на греховный плен наш, от коего освобождаемся мы подвигами веры и благочестия в продолжение 70 дней, подобно древнему Израилю, который некогда по прошествии 70 лет избавился от тяжкого рабства вавилонского. Посему в некоторые из приготовительных к Великому посту дни, подобно древнему Израилю, Церковь оплакивает духовный плен наш 136-м псалмом: «На реках вавилонских, тамо сидехом мы и плакахом, внегда помянути нам Сиона». И как вавилонский плен исправлял древнего Израиля от Богопротивной наклонности к идолопоклонству, подвергшей его постыдному и тяжкому плену, так и семидесятидневный период великопостной Триоди очищает и приготовляет нас к торжеству духовного избавления от греха и смерти» [13].
Понимание смысла исторического бытия России в границах священного Храма, очерченного едиными пространственно-временными гранями, раскрывается через семь церковных Таинств, новозаветной радугой соединяющих землю и Небо во образ земной жизни Спасителя на Его пути в Новый Иерусалим.
Священная история Святой Руси – это воистину божественное преображение «новой земли» (Откр.21:1) во образ «нового неба» через цикличный переход от одного Таинства к другому, вплоть до последнего события земной Церкви, когда Земля и Небо соединятся в Таинстве Брака Восьмого дня. Об этом говорил в одной из своих проповедей всеми почитаемый старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «...Если мы теперь проследим жизнь русского народа от святого Крещения и доныне, то увидим, что шла Русь путем, который определил ей дух и пример Ее Крестителя. Поколение за поколением рождалось на русской земле и, вставая перед выбором одного из двух царств, избирало Царство Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в Святых своих. [...] Историческое течение русской жизни было разным, были колебания, были застои, были и остановки. Река русской народной жизни, рождающая святых, текла в заданном направлении, но иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда же так тихо, что трудно было установить – течет она вперед или вспять. И вот теперь через 1000 лет можно обозначить основные периоды русской религиозной истории от князя Владимира до сего дня.
Их шесть, и седьмой приближается. И как-то само напрашивается сравнение семи периодов с семью Христовыми Таинствами.
Первый период – Владимирский – соответствует Тайне СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ. Он короток, но необычайно знаменателен, вследствие коренного переворота в жизни и сознании народа, вследствие устремления к новой цели. Рождение от воды и Духа. Тогда появляются первые святые – наставники ко истинной вере и наши ходатаи ко Владыце. [...]
Второй период следует за первым и продолжается до монгольского ига. Этот период соответствует ТАЙНЕ МVРОПОМАЗАНИЯ. В этот период народ мужает, лечится от остатков язычества, утверждаясь в религии Креста, тогда должно было совершиться перерождение каждой отдельной русской души и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного. А мvропомазание, как тайна, означает утверждение в вере печатью дара Духа Святого. [...]
Третий период – соответствует Тайне Святого ПОКАЯНИЯ – ибо в рабстве, в слезах и в горе под властью монголов протекал он. Было необходимо, накопившиеся за время свободы грехи сдунуть с души народа суровым ветром рабства. И этот трудный период направлен на достижение главной цели – очищение духа от всего земного и избрание Царства Небесного. [...]
Четвертый период – от свержения монгольского ига до царя Петра. [...] Этот блестящий период свободы отвечает Святой тайне БРАКА. Душа народная, очищенная страданием, обручается и всецело предается своему Небесному Жениху [14].На русской земле нераздельно царствует Христос, русская земля украшается безчисленными святыми. Это время свадебного пира – соединение народа с Богом... это ПИР ВЕРЫ.
Пятый период соответствует Святой Тайне ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ. Исторически он начинается от Царя Петра и продолжается до первой мiровой войны. Синодальный период, в течение которого русская интеллигенция разлагается и колеблется. Уходит из России на Запад и приносит вместо былых своих добродетелей чуждые заблуждения. Число забывших Бога и избравших для себя кумиром Царство Земное лихорадочно растет. Идолы, сокрушенные Святым князем Владимиром, оживают в душах колеблющихся. И река русской религиозной жизни замедляет свое течение.
Шестой период – от первой мiровой войны и до ныне. Этот период соответствует Тайне ПРИЧАЩЕНИЯ. Никогда русский народ – «малое стадо» – так искренне не соединялся с возлюбленным ему Христом, как теперь, когда неверующие попирают святыню, когда «князю мiра сего» попущено до времени опять явить свою силу и власть. И мрачный злой дух напрягается, но народ русский причащается и особенно омывается страданием подвига жизни крестной, еще теснее соединяющей его со Христом.
И даст Господь в Седьмой период восполнить сосуды веры христианской и Сам освятит русский народ Своею благодатию, которая даст силы во имя Сына Божия снова и снова свободно избрать людям Царство Божие – Царство Небесное – целью жизни на земле. И будет соответствовать этот период Святой Тайне РУКОПОЛОЖЕНИЯ. И станет русский народ священным народом, утренней звездой между народами» [15].
Имя священного народа, или священства, о котором говорит архимандрит Иоанн в духовном смысле «усвояется всем избранным Божиим; а в смысле собственном прилагается к тем лицам, которые соединили в себе звания священника и царя» [16]. Об этом говорит и Апостол, обращаясь к своим последователям: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9).
В самом начале Литургии Церковь прямо указывает главную цель священнодействия словами «Благословенно Царство...» [17] и заканчивает Богослужение проповедью и печатью Креста с амвона!. Вступление в Царство Божие, которое открывается Вторым Пришествием Христа, возможно лишь истинно верующим во Христа. Достойными его Христос называл нищих духом, гонимых за правду и учение Его (Мф.5:3-12). И придет оно не тогда, когда его все ожидают, но «когда Евангелие царства Божия будет проповедано по всей Вселенной» (Мф.24:14).
Когда и как это произойдет? На этот вопрос не решится дать ответа никто из смертных, и в этом нет необходимости: «Когда действует сила Божия, не должно быть вопроса: как? Ибо хотя многое бывало и бывает выше естества и последовательности помыслов, однако же нет ничего выше Бога, творящего все свободно и сверх ожидания» (прп. Исидор Пелусиот) [18]. Задача современников – не прельститься лукавыми словесами о якобы уже осуществившемся «возрождении России» и ложными обетованиями сытого капитализма. Они стары, как этот ветхий мiр. О подобных искусителях еще на заре христианства предупреждал Апостол: «...непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тим.2:16-18).
Божьим Промыслом Русская «Новая Земля» со дня своего духовного рождения всей своей священной Историей приуготовляется к грядущему соединению с «Новым Небом»: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб были, где Я...» (Ин. 14:3).
Но это уже Таинство Восьмого дня...
читать дальше>>>
|