Небо на Земле
 
Священная граница Новый Иерусалим Тайна московского «Древа сефирот» Обратная сторона Земли Площадь Воскресения России
  
           
на Главную версия для печати  карта сайта сохранить в формате
 
     wq

ОТЕЧЕСТВО

...Человеческая жизнь сосредоточена в государстве, имеющем своеобразную форму, которую придает ему граница. Известно, что влияя на проницаемость границ государств, можно также влиять на жизнь соседних территорий... Понятие границы священного пространства встречается практически у всех народов древнего мира...

wq

ВОИНСТВУЮЩИЕ БЕЗБОЖНИКИ

.Каждый языческий народ имел (и имеет) не только государственную религию, но и другую, к которой имела доступ только философская элита. Многие из этих культов исчезли, так и не раскрыв своих секретов, но некоторые выжили, и их мистические символы сохранились до сих пор. Такую тайную государственную доктрину имела и «ленинская гвардияв...

 wq

НОВЫЙ ИЗРАИЛЬ

«Так всё, — пишет Н. Каптерев,— что прежде давало Константинополю значение главы, столицы всего православного мiра — достоинство царское, достоинство патриаршее, обильная и всеми чтимая святыня — все это теперь было перенесено в Москву....WQ

wq

ОБРАЗ МИРА

«В непривычной развертке поверхности Земли «треугольник вершиной вниз» как подобие аналогичного треугольника «мiра элементов» в «Древе сефирот» образован материками: верхняя группа, в которую входят Австралия, Евразия и Африка, центральная – Северная Америка, и нижняя – Южная Америка. ....WQ

 wq

ИЛЬИЧ БЕССМЕРТНЫЙ

«Сакраментальная фраза Маяковского «Ленин и теперь живее всех живых» стала для большевиков руководством к действию. В грандиозную мистерию с мертвецом в главной роли были вовлечены миллионы граждан. Кощунственно переиначивая христианскую традицию поклонения святым мощам, большевики навязали живым людям – смерть, омертвляя их души, миллионы пособий и цитат – омертвляя умы, десятки тысяч памятников – омертвляя жизненное пространство....WQ

 wq

ЖРЕЦЫ ВИЛА

«В конце 1937 года, когда внезапно и почти одновременно скончались Воробьев и Мельников-Разведенков, также принимавшие участие в бальзамировании Ленина, руководство всей Лабораторией Мавзолея перешло к Борису Збарскому. По его инициативе была организована специальная лаборатория, подчиненная непосредственно НКВД. Ее деятельность носила глубоко конспиративный характер, и в открытую печать достоверная информация не поступала....WQ

 wq

МАТИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Явления Богоматери на Русской Земле начиная с XII века и до ХХI... .

Список Русских монастырей с Ее чудотворными иконами...WQ

 wq

БИБЛИОГЛОБУС

Книги и статьи, видео- и аудиоматериалы, так или иначе связанные с тематикой сайта....

wq

ДЛЯ Ваших СООБЩЕНИЙ и отзывов: СЮДА!!!
     
Найти: на

НЕБО НА ЗЕМЛЕ

Человек, преодолев жестокую болезнь,
уверяется в деятельности своих жизненных сил
и тем более надеется на долголетие:
Россия, угнетенная, подавленная всякими бедствиями,
уцелела и восстала в новом величии, так,
что История едва ли представляет нам два примера в сем роде.
Веря Провидению, можем ласкать себя мыслью,
что Оно назначило России быть долговечною.

Н.М. Карамзин. История государства Российского.

Нет никакого сомнения в том, что Россия, несмотря на всю противоречивость ее истории, внесла столь значительный вклад в судьбы человечества, что без нее всемiрная История немыслима. Река Истории потекла бы совершенно по иному руслу, если бы Русь не стала барьером между татаро-монгольскими завоевателями и Западной Европой, если бы она не объединила под своей властью и не приобщила к мiровой культуре десятки народов, разбросанных и изолированных на огромном пространстве Евразийского континента, не положила бы конец наполеоновским войнам и гитлеровскому вторжению. Но все это только внешние признаки, характеризующие роль России в судьбе человечества.

Русское Православие – вот тот истинно безценный талант (Мф.25:16), святая икона нашего Бытия, чудотворный образ Святой Руси, который сегодня становится все более отчетливым и зримым для людей, духовно зрячих.

Настоящий мiр постоянно находится в процессе своего преображения, которое постепенно, последовательно и неуклонно приближает его к небесному архетипу. Но одно несомненно бросается в глаза внимательному наблюдателю Истории: если православие есть свет мiру (Мф.5:14), то носящим его народам приходится более всего испытывать на себе жезл наказующей любви и правды Божией. Православный Восток более всего испытал невзгод, во многом повторяя судьбу многострадального Израиля.

Цель врачующего наказания Божия – сделать грех отвратительным человеку. Осознание своего падения и искреннее покаяние не только спасают от гибели, но и возвращают человеку все, чего лишает грех: «Сын мой был мертв, но ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24). «Возвращение блудного сына началось с того, что он «пришел в себя» – это отправная точка... Грех исторгает из внимания порядок Божественный и увлекает в порядок противоположный, где видны одни только предлежащие блага и жизнь чувственная, не чающая себе конца... Пройди в уме порядок Божественного Домостроительства – и зародится в тебе забота о своем спасении...» [1].

Сегодня миллионы русских и других народов бывшего Советского Союза, вложив в «зиккураты» ленинской идеологии все свои физические, духовные и творческие силы, существуют в родном Отечестве на правах, сравнимых с правами разве что строителей египетских пирамид, хотя современные пирамиды тайной власти России по своей преступной «архитектуре» не идут ни в какое сравнение с усыпальницами древних фараонов. Двусмысленная фраза «мы не рабы, рабы – не мы», как магическое заклятие повторяемая в «ликбезах» оболваненными «массами», сегодня завершается введением «индивидуальных налоговых номеров» с тремя шестерками. Воспитание «советского человека нового образца», о котором рапортовал когда-то верный ленинец Горбачев на очередном съезде партии, приближается к логической развязке.

Действительно, как рабы, целые поколения были приучены мыслить штампами, услужливо заготовленными «хранителями секретов» – партсекретарями разных уровней посвящения, рассматривая человека и Историю с точки зрения классовой борьбы за идеалы, искаженные призмой марксистско-ленинской идеологии. Но жизнь слишком многогранна, чтобы сводить ее смысл к достижению материального благополучия. Плоды такого подхода сейчас пожинает старшее поколение, не решаясь дать трезвую оценку своему прошлому, со страхом воспринимая настоящее и с парализующим трепетом думая о завтрашнем дне своих детей и внуков. Но, в конце концов, это заслуженное наказание подразумевает и возможность исцеления: «познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32).

Еще совсем недавно нас учили гордиться «великим Октябрем», при этом усердно штукатурили темные пятна собственной Истории. Теперь штукатурка облетела – и началось какое-то торопливое покаяние. Не разобравшись толком, втаптывается в грязь вся прошедшая жизнь народа.

Подобная торопливость не только неуместна, если это касается неложного покаяния, но и крайне вредна. В истории СССР есть славные страницы, на которые не стыдно взглянуть и сегодня. Среди них – победа в Великой Отечественной войне – священной народной войне, которая объединила расколотое после 1917 года общество. Идеей, объединившей народы, стала идея защиты общего Отечества как дела правого и праведного для всех [2].

Даже и сейчас еще принято считать, что если бы не "руководящая роль партии", то неизвестно, каков был бы исход этой войны. Однако, следует напомнить, что победа в этой войне была обетованна Самой Богоматерью [3], явившейся митрополиту гор Ливанских Илие, и была обусловлена открытием церквей, монастырей, освобождению из тюрем священников, то есть – жизнью Церкви. Местоблюститель патриаршего престола Сергий (Страгородский) в первый же день войны написал «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал русский народ на защиту Отечества: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз поставить народ наш на колени перед неправдой... Не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божьей помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу!» [4]. В своем обращении митрополит Сергий нигде не упомянул ни Советский Союз, ни его правительство. По всей стране служились молебны о даровании победы, ежедневно за богослужением возносилась молитва «О еже подати силу неослабну, непреобориму и непобедительну, крепость же, мужество с храбростию воинству нашему на сокрушение врагов и супостатов...»

В проповеди, произнесенной местоблюстителем 26 июня в Богоявленском соборе, были такие слова: «Пусть гроза надвигается. Мы знаем, что она приносит не одни только бедствия, но и пользу: она освежает воздух и изгоняет миазмы. Да послужит и наступающая военная гроза к оздоровлению нашей атмосферы духовной...» [5].

Как известно, в смертельном бою не бывает атеистов. Напомним также, что идола Вила вывезли из Москвы в Сибирь в первые же дни войны – 28 июня 1941 года [6], вместе с его жрецами, благодаря чему столица выстояла, а Россия победила полчища западных неоязычников.

Небесная Церковь по-разному участвует в жизни земной, так же как и мы в ее жизни. История минувшей священной войны сохранила в памяти многих ее участников явления Богоматери в самые решающие битвы – на подступах к Москве, когда уже ничто, казалось бы, не препятствовало гитлеровским войскам, под Сталинградом, на Курской дуге, при штурме Кенигсберга. Для многих очевиден и смысл того, что война началась в день Всех святых, в земле Российской просиявших и закончилась в праздник Великомученика и Победоносца Георгия в пасхальное воскресенье 6 мая 1945 года.

Чудо выживания России в XX веке – не есть заслуга «рулевой» правящей партноменклатурной верхушки. Это чудо произошло благодаря молитвам Богоматери, для Которой и сегодня Россия остается Ее избранным «Домом», благодаря молитвам старцев и подвижников благочестия, благодаря заступничеству Небесных Сил, и прежде всего – Ангелу Хранителю России – Государю Николаю II.

Святость нашей земли засвидетельствована ее тысячелетней Историей. Она не зависит от чьих-либо «перестроек», планов глобальных реформ и от того, как нас официально кличут – РСФСР, СССР или СНГ. «Как под распятием, так и под серпом и молотом, Россия – все еще Святая Русь, а Москва – все еще Третий Рим» [7], – писал английский историософ Арнольд Дж. Тойнби несколько десятилетий назад.

Св. Иоанн Кронштадтский называет Божественную литургию ОСЬЮ МIРА: «Как колеса могут двигаться только вокруг оси, так и наш мiр, может двигаться, имея Божественную Литургию. Она есть основание всей жизни мiра» [8].

Безспорно, разцерковленному сознанию современников трудно понять евхаристический смысл Истории. Но только при таком взгляде можно постичь цикличность сотворенного мiра, духовный смысл исторических параллелей и непреложность Божественных обетований и предопределений.

Чтобы яснее уразуметь историю первоначального совершения Евхаристии, составляющей центральную часть Божественной Литургии, нужно проникнуть в сокровенные причины и таинственные знамения всех слов, символов, вещей и действий, относящихся к этому Таинству.

Св. Иоанн Златоуст называет Литургиею благочестивую жизнь всякого христианина. Преимущественно же Литургия означает всенародное Богослужение, соединенное с приношением Тела и Крови Христовой. «Чрез все совершение Литургии представляется плотское Спасителево смотрение... и все тайноводствие... есть как бы некоторое тело, или состав Истории Христовой» [9].

, – говорит Николай Кавасила, архиепископ Фессалонитский. По слову Апостола, Евхаристия – это Сам Христос, таинственная Пасха наша (1 Кор. 5:7).

Во Христа креститься – значит облечься в Его крестную смерть, взойти на Голгофу, сораспяться с Ним, умереть, сойти во ад до самых его глубин... но, значит, с Ним же совоскреснуть. Этим узким и трудным, но единственно спасительным царским путем к Истине и Жизни вечной идет Россия вот уже целое тысячелетие.

Евангелие словами Спасителя приоткрывает нам завесу над Замыслом Творца, в котором предопределено место грядущего и несомненного Воскресения России: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мiре сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин.12: 51-52).

В ветхозаветной истории известны два праздника Пасхи: перед выходом израильтян из египетского плена и после устройства Скинии накануне вхождения в «землю обетованную». Память этих событий торжественно отмечалась ежегодно.

Только однажды за всю Свою земную жизнь Царь Израиля выступает в роли Первосвященника – в Сионской горнице, где Им была совершена последняя Пасха Ветхозаветная и первая Пасха христианская. По Воскресении Его, в преломлении хлебов апостолы узнали своего Учителя. После сошествия Святого Духа в праздник Пятидесятницы и рождения Церкви, Таинство причащения Тела Божественного Агнца стало Пасхой Новозаветной, как переход от старого и ветхого мiра к новому [10] .

В христианской традиции существует также два праздника Пасхи: «пасха крестная» – в Великий Четверг, когда Агнец Божий был принесен в Жертву за грех народа, и пасха Воскрес(т)ная, когда мiр был окончательно освобожден от власти греха. В этот «Праздник праздников» во всех храмах читается Евангелие на четырех языках как символ всемiрной проповеди. Именно в эти Святые дни – «чистый Четверг» и пасхальное Воскресение церковный народ особенно стремится причаститься Тела и Крови Христовых.

В нашей Священной Истории также можно выделить две Пасхи: Крестная Пасха 1918 года, когда вслед за своим Царем сонм Новомучеников принял страдания во образ Царя Небесного, а для обезглавленного государства Российского началось «погружение во тьму» греховного плена. И вторая, грядущая Пасха – Пасха Дивеевская [11], о которой пророчествовал дивный старец Серафим Саровский.

Празднику Пасхи предшествует Великий пост, входящий в церковный богослужебный круг. Этот круг можно рассматривать как икону Времени, наравне с другими церковными символами, как своего рода особый вид богословия церковного бытия. О символике богослужебного круга можно было бы написать отдельную книгу, но мы обратим внимание только на тот период церковных служб, который предшествует Воскресению Христову.

Последование богослужения, совершаемого накануне Великого поста и во время него, изложено в особой книге – великопостной Триоди. «Богослужение по сей Триоди ежегодно начинается за 70 дней до великого и светлого праздника Пасхи. Семидесятидневный период [12] великопостной Триоди, изображая Иисуса Христа среди пустыни в посте и молитве, в искушении от дьявола, в искупительных подвигах страдания и смерти, представляет особенное уничижение Господа и указывает на греховный плен наш, от коего освобождаемся мы подвигами веры и благочестия в продолжение 70 дней, подобно древнему Израилю, который некогда по прошествии 70 лет избавился от тяжкого рабства вавилонского. Посему в некоторые из приготовительных к Великому посту дни, подобно древнему Израилю, Церковь оплакивает духовный плен наш 136-м псалмом: «На реках вавилонских, тамо сидехом мы и плакахом, внегда помянути нам Сиона». И как вавилонский плен исправлял древнего Израиля от Богопротивной наклонности к идолопоклонству, подвергшей его постыдному и тяжкому плену, так и семидесятидневный период великопостной Триоди очищает и приготовляет нас к торжеству духовного избавления от греха и смерти» [13].

Понимание смысла исторического бытия России в границах священного Храма, очерченного едиными пространственно-временными гранями, раскрывается через семь церковных Таинств, новозаветной радугой соединяющих землю и Небо во образ земной жизни Спасителя на Его пути в Новый Иерусалим.

Священная история Святой Руси – это воистину божественное преображение «новой земли» (Откр.21:1) во образ «нового неба» через цикличный переход от одного Таинства к другому, вплоть до последнего события земной Церкви, когда Земля и Небо соединятся в Таинстве Брака Восьмого дня. Об этом говорил в одной из своих проповедей всеми почитаемый старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин): «...Если мы теперь проследим жизнь русского народа от святого Крещения и доныне, то увидим, что шла Русь путем, который определил ей дух и пример Ее Крестителя. Поколение за поколением рождалось на русской земле и, вставая перед выбором одного из двух царств, избирало Царство Небесное. И жило им, и уходило, оставляя потомству уроки своего жизненного пути в Святых своих. [...] Историческое течение русской жизни было разным, были колебания, были застои, были и остановки. Река русской народной жизни, рождающая святых, текла в заданном направлении, но иногда быстро и плодотворно, иногда медленно, иногда же так тихо, что трудно было установить – течет она вперед или вспять. И вот теперь через 1000 лет можно обозначить основные периоды русской религиозной истории от князя Владимира до сего дня.

Их шесть, и седьмой приближается. И как-то само напрашивается сравнение семи периодов с семью Христовыми Таинствами.

Первый период – Владимирский – соответствует Тайне СВЯТОГО КРЕЩЕНИЯ. Он короток, но необычайно знаменателен, вследствие коренного переворота в жизни и сознании народа, вследствие устремления к новой цели. Рождение от воды и Духа. Тогда появляются первые святые – наставники ко истинной вере и наши ходатаи ко Владыце. [...]

Второй период следует за первым и продолжается до монгольского ига. Этот период соответствует ТАЙНЕ МVРОПОМАЗАНИЯ. В этот период народ мужает, лечится от остатков язычества, утверждаясь в религии Креста, тогда должно было совершиться перерождение каждой отдельной русской души и на каждую душу нужно было наложить печать Царства Небесного. А мvропомазание, как тайна, означает утверждение в вере печатью дара Духа Святого. [...]

Третий период – соответствует Тайне Святого ПОКАЯНИЯ – ибо в рабстве, в слезах и в горе под властью монголов протекал он. Было необходимо, накопившиеся за время свободы грехи сдунуть с души народа суровым ветром рабства. И этот трудный период направлен на достижение главной цели – очищение духа от всего земного и избрание Царства Небесного. [...]

Четвертый период – от свержения монгольского ига до царя Петра. [...] Этот блестящий период свободы отвечает Святой тайне БРАКА. Душа народная, очищенная страданием, обручается и всецело предается своему Небесному Жениху [14].На русской земле нераздельно царствует Христос, русская земля украшается безчисленными святыми. Это время свадебного пира – соединение народа с Богом... это ПИР ВЕРЫ.

Пятый период соответствует Святой Тайне ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ. Исторически он начинается от Царя Петра и продолжается до первой мiровой войны. Синодальный период, в течение которого русская интеллигенция разлагается и колеблется. Уходит из России на Запад и приносит вместо былых своих добродетелей чуждые заблуждения. Число забывших Бога и избравших для себя кумиром Царство Земное лихорадочно растет. Идолы, сокрушенные Святым князем Владимиром, оживают в душах колеблющихся. И река русской религиозной жизни замедляет свое течение.

Шестой период – от первой мiровой войны и до ныне. Этот период соответствует Тайне ПРИЧАЩЕНИЯ. Никогда русский народ – «малое стадо» – так искренне не соединялся с возлюбленным ему Христом, как теперь, когда неверующие попирают святыню, когда «князю мiра сего» попущено до времени опять явить свою силу и власть. И мрачный злой дух напрягается, но народ русский причащается и особенно омывается страданием подвига жизни крестной, еще теснее соединяющей его со Христом.

И даст Господь в Седьмой период восполнить сосуды веры христианской и Сам освятит русский народ Своею благодатию, которая даст силы во имя Сына Божия снова и снова свободно избрать людям Царство Божие – Царство Небесное – целью жизни на земле. И будет соответствовать этот период Святой Тайне РУКОПОЛОЖЕНИЯ. И станет русский народ священным народом, утренней звездой между народами» [15].

Имя священного народа, или священства, о котором говорит архимандрит Иоанн в духовном смысле «усвояется всем избранным Божиим; а в смысле собственном прилагается к тем лицам, которые соединили в себе звания священника и царя» [16]. Об этом говорит и Апостол, обращаясь к своим последователям: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет. 2:9).

В самом начале Литургии Церковь прямо указывает главную цель священнодействия словами «Благословенно Царство...» [17] и заканчивает Богослужение проповедью и печатью Креста с амвона!. Вступление в Царство Божие, которое открывается Вторым Пришествием Христа, возможно лишь истинно верующим во Христа. Достойными его Христос называл нищих духом, гонимых за правду и учение Его (Мф.5:3-12). И придет оно не тогда, когда его все ожидают, но «когда Евангелие царства Божия будет проповедано по всей Вселенной» (Мф.24:14).

Когда и как это произойдет? На этот вопрос не решится дать ответа никто из смертных, и в этом нет необходимости: «Когда действует сила Божия, не должно быть вопроса: как? Ибо хотя многое бывало и бывает выше естества и последовательности помыслов, однако же нет ничего выше Бога, творящего все свободно и сверх ожидания» (прп. Исидор Пелусиот) [18]. Задача современников – не прельститься лукавыми словесами о якобы уже осуществившемся «возрождении России» и ложными обетованиями сытого капитализма. Они стары, как этот ветхий мiр. О подобных искусителях еще на заре христианства предупреждал Апостол: «...непотребного пустословия удаляйся; ибо они еще более будут преуспевать в нечестии, и слово их, как рак, будет распространяться. Таковы Именей и Филит, которые отступили от истины, говоря, что воскресение уже было, и разрушают в некоторых веру» (2 Тим.2:16-18).

Божьим Промыслом Русская «Новая Земля» со дня своего духовного рождения всей своей священной Историей приуготовляется к грядущему соединению с «Новым Небом»: «И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтоб были, где Я...» (Ин. 14:3).

Но это уже Таинство Восьмого дня...

читать дальше>>>


(материал подготовлен для книжной публикации в 2001 году, размещен в Рунете в 19 мая 2010, исправлено и дополнено в августе 2011 г.)

на Главную версия для печати  карта сайта сохранить в формате

Для Ваших сообщений и отзывов : СЮДА!!!


 Убедительная просьба автора: при копировании и цитировании не забывайте указывать ссылку на эту страницу


Примечания:

[1] Феофан Говоров, еп. Слова о покаянии, причащении Святых Христовых Таин и исправлении жизни. М. 1895. С. 27–35.

[2] К концу войны звания Героя Советского Союза было удостоено 10 511 воинов, из них русских – 7223.

[3] В церковных песнопениях Богоматерь знаменуется как «Взбранная Воевода», Воительница земной Церкви. Этот образ перекликается с символической статуей «Россия», представленной на Первой Всероссийской промышленной выставке, и с образом «Родины-Матери» на плакатах времен Отечественной войны.

[4] Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М. 1999. С. 120.

[5] То же. С. 120.

[6] По другим сведениям – 3 июля, одновременно с известным обращением Иосифа Виссарионовича Сталина, начинавшимся словами «Братья и сестры!..».

[7] Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М. 1996. С. 114.

[8] Кронштадтский Иоанн, свт. О Божественной Литургии // ‘‘Сергиев Посад’’. № 15. 2000. С. 4.

[9] Цит. по: Дмитриевский. Указ. соч. С. 15, 36.

[10] Пасха – по-еврейски phesach (фесах) буквально означает переход, перемену места. «Церковь христианская, видя в пасхе еврейской прообразование своей – христианской пасхи, т. е. переход от смерти к жизни и от земли к небеси, приняла от евреев и самое название праздника». Дьяченко Г. Полный ... словарь. С. 409–410.

[11] Как всякому образу, грядущей Дивеевской Пасхе предшествует ее прообраз – торжества 1903 года по случаю прославления прп. Серафима.

[12] В течение этого отрезка времени установлено совершать литургию Св. Василия Великого, и Церковь живет и питается запасными Дарами, кроме воскресных дней, когда совершается литургия Иоанна Златоустого.

[13] Дебольский. Указ. соч. С. 288.

[14] «Не судима воля царская», – говорили в народе, видя в ней проявление Божьей воли. Церковь анафематствовала не согласных с тем, что Царь в своих церковно-государственных делах водим Святым Духом и ответственен только перед Богом. Святотатственная «оценка деятельности» русских Царей и Императоров – Иоанна Грозного, Петра Великого, Николая II – страшный грех многих «слепорожденных» советских и нынешних историков, и, к сожалению, некоторых богословов, известных своими критическими отзывами о жизни Святого Царя.

[15] Иоанн (Крестьянкин), архим. Проповеди. М. 1993. С. 16–20.

[16] Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь... С. 799.

[17] Парадоксально сегодня слышать от некоторых служителей алтаря слова о монархии как об устаревшей и отжившей форме церковно-государственного существования, о неактуальности и даже «ненужности» ее для современной и будущей России. Такие оценки скорее могли бы принадлежать членам «Союза демократического духовенства» – одной из обновленческих сект образца 1917 года. Воистину, снова слышатся обличающие слова Спасителя: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13).

Священномученик Владимир (Киевский) говорил: «Священник не монархист не достоин стоять у Святого Престола, – священник республиканец – всегда маловер. Монарх посвящается на власть Богом, – президент получает власть от гордыни народной; монарх силен исполнением заповедей Божиих, президент держится у власти угождением толпе; монарх ведет верноподданных к Богу, президент отводит избравших его от Бога». Фомин. Указ. соч. С. 143. Так стоит ли страха ради демократического, боясь потерять доверие в глазах тех, кто давно потерял всякое доверие народа, отрекаться от небесного образа и вести за собой паству «на страну далече»?

[18] Цит. по: Настольная книга священнослужителя. М. 1986. Т. 5. С. 364.


 Убедительная просьба автора: при копировании и цитировании не забывайте указывать ссылку на эту страницу