Географические представления средневековья об окружающем пространстве были больше чем просто география, как мы ее понимаем сейчас. Это было, по существу, целое мiровоззрение, и структура географического пространства являлась в то же время определенной идеологией. Образы пространства были одновременно и образами времени.
В современной науке преобладает аналитический подход, расчленяющий явления на составные части, что более напоминает процесс разложения, смерти, тогда как средневековая наука представляла целостный, общий взгляд на мiр. Вселенная воспринималась как нечто единое и целое, во всей ее полноте и гармонии, и добавление всякого знания служило утверждением этого положения. В первую очередь это касается картографических сочинений.
«В Индии мы находим уподобление царства, его основ (элементов), государственных институтов телу царя, стоящего во главе этого государства. [...] Представление о мiре или его частях как о человеческом теле существовало у многих народов и дожило до поз-дних времен, в частности, в картографических попытках изобразить мiр. [...] Одна из первой в Европе попыток представить карту мiра в виде лежащего человека принадлежит древнегреческому автору VI в. до. н. э., который в трактате ‘‘О [числе] семь’’, приписанном позднее математику и астроному пифагорейцу Гиппократу... описывал в XI главе ойкумену как человека, лежащего головой на юго-запад. [...] Согласно этому трактату, ойкумена ‘‘в качестве головы имеет Пелопоннес, местожительство благомыслящих людей; Истм, соответствующий спинному хребту; Ионию – в качестве грудобрюшной преграды; Геллеспонт – в качестве бедра; Фракийский и Киммерийский Боспор – в качестве ног; Египет и Египетское море – в качестве (верхней части) живота; Понт Евксинский и Меотиду – в качестве (нижней части) живота и прямой кишки’’... Как видим, число семь, бывшее объектом исследования автора трактата, задало и членение на семь частей “мiрового тела”. [...] Что традиции антропоморфного изображения мiра сохранялись долго, показывает тот факт, что еще в XIV в. итальянец Опицин... создал карту Средиземного моря, в которой Европейский и Африканский континенты были изображены в виде мужской и женской человеческих фигур, склонившихся головами друг к другу в районе Гибралтара. В 1537 г. Иоанн Буций... нарисовал карту Европы в виде человеческой фигуры, голова которой изображала Испанию, а низ фигуры находился на западном побережье Черного моря. Таких карт было в это и более позднее время много. Антропоморфное представление о мiре не исключает чисто картографических сопоставлений его формы с другими существами...» [1]
Антропоморфное изображение карты Европы.
Первые европейские гравированные карты появились в XV веке. Уже в следующем столетии особое распространение приобрели всеохватывающие описания известного мiра – космографии. Самой знаменитой из них была «Всеобщая космография» базельского профессора Себастьяна Мюнстера, содержащая сведения по истории, географии, филологии и физике. В одном из ее томов уже приводилась карта европейской части России. «Зрелище земного мiра» Абрахама Ортелия (появилось в 1570 году в Антверпене) также воспроизводило карту России-Московии.
Пример символического изображения страны на карте. Бельгия в виде льва из атласа 1617 г. Амстердам.
В средневековый географический чертеж страны или города включались фигуративные изображения, а временами сами карты принимали своеобразную форму: например, карта полушарий земли в виде сердец в «Космографии» Петера Апиана, карта Бельгии в виде льва из атласа Питера ван дер Кере или карта Богемии в виде розы, гравированная Богуславом Бальбином. Известно изображение Москвы в форме сердца на карте В.О. Киприянова «Всего земного круга таблицы» 1713 года. Аллегорическое изображение страны или города – явление достаточно древнее и распространенное.
Бразилиа – «город-птица». Современная идеализация плана города до его символического изображения.
Протооригиналом русского чертежа московских земель, предположительно датированного 1496–1498 годами, считается карта Московии, носящая имя Дженкинсона. Хорошо были знакомы в России и гравированные космографии XV–XVI веков, представляющие земной круг, омываемый океаном. Интерес к наукам порождал обширную переводную литературу. «Что именно было в Москве переведено в XVII веке? – спрашивает филолог А. Соболевский. – Более всего интересовались географиею. Все лучшие труды по этой науке общего характера, явившиеся в Западной Европе в конце XVI и в XVII веках, были у нас переведены. Это – сочинения Ботера, Ортелиуса, Меркатора, де Линды, огромный амстердамский атлас Блеу ... Было переведено несколько специальных трудов по географии (описания Святой Земли, Алжира с Тунисом, Персии, Шпицбергена); далее, ряд путешествий в земли Дальнего Востока, путешествие в Персию Олеария, путешествие в Святую Землю Радзивилла. За географиею следовала история»[2].Эта связь между географией и историей проходит через иконографическое понимание целостности мiра, между земной иконой государства и образом жизни его граждан.
***
По кругу ротонды Воскресенского храма Ново-Иерусалимского монастыря повелением патриарха Никона была сделана надпись, которая гласит: «Сказание о церковных таинствах, яко храм или церковь мiр есть. Сие святое место – Божие селение и соборный дом молитвы, собрание людское. Святилище же тайны, то есть алтарь, в нем же служба совершается; трапеза же есть Иерусалим, в нем же Господь водворися и седе, яко на Престоле и заклан бысть нас ради. Предложение же Вифлеем есть, в нем же родися Господь» [3].
На данном примере можно видеть, что архетип небесного Царства-Церкви в земном плане имеет свой прообраз – Восточное полушарие с центром в Святой Земле, которые трансформировались со временем в Святую Русь и Москву – первопрестольный город-храм христианской державы [4]
Царская "держава".
Обратим наше внимание на центральную часть плана средневековой Москвы Исаака Массы, слегка «подправив» рисунок Кремля и Китай-города, которые более соответствуют форме треугольника. В замоскворецком районе отчетливо видны два других треугольника, образованные городскими стенами. Это напоминает нам уже знакомую нам картину Восточного полушария Земли, которая также состоит из условных «треугольников» образующих ее материков (Азии, Африки и Евразии). А также и символ царской державы, прообразом которого послужило, как нам известно, именно Восточное полушарие.
Державная ось всемiрной Истории.
Но Москва представляет собой не только идеальную проекцию царской державы: она является образом таковой как в сакральном, так и в административно-политическом плане. По мере роста торговых и дипломатических связей с другими государствами и странами на территории города стали появляться иностранные посольства и слободы со своими традициями, культовыми и административными постройками, верованиями и законами, как своего рода «малые земли» или «иконки» иных стран и мiров, объединенные общей концепцией «Третьего Рима».
В 1555 году Царь Иоанн IV выдал жалованную Грамоту «Московской компании» английских купцов и заключил с ними договор. В силу этой Грамоты им были предоставлены, наряду с различными привилегиями, «дворы» – резиденции-конторы. В адресованной сэру Руальду Ховарду «со товарищи» Грамоте Государя Феодора Иоанновича 1584 года подтверждаются льготы, дарованные ранее, и упоминается особый статус земель «Английского двора». В ней говорится: «Да английские же земли купцов, и гостей, пожаловали есмя Юшковским (т. е. принадлежавшим ранее некоему Юшке. – А.В.) двором на Москве, у [церкви] Максима святого, за торгом, и они на нем живут по старине [т. е. следуя своим традициям. – А.В.] ; и держат на том дворе одного дворника русина, или своего немчина, а иных людей русских не держат никого»
В 1555 году Царь Иоанн IV выдал жалованную Грамоту «Московской компании» английских купцов и заключил с ними договор. В силу этой Грамоты им были предоставлены, наряду с различными привилегиями, «дворы» – резиденции-конторы. В адресованной сэру Руальду Ховарду «со товарищи» Грамоте Государя Феодора Иоанновича 1584 года подтверждаются льготы, дарованные ранее, и упоминается особый статус земель «Английского двора». В ней говорится: «Да английские же земли купцов, и гостей, пожаловали есмя Юшковским (т. е. принадлежавшим ранее некоему Юшке. – А.В.) двором на Москве, у [церкви] Максима святого, за торгом, и они на нем живут по старине [т. е. следуя своим традициям. – А.В.]; и держат на том дворе одного дворника русина, или своего немчина, а иных людей русских не держат никого» [5] Другой исторический пример подобного «государства в государстве» – Немецкая слобода времен Петра Первого.
Сегодня в Москве аккредитовано 138 дипломатических представительств (посольств), с которыми на городском уровне поддерживаются рабочие отношения, и своими связями Третий Рим может поспорить с Организацией Объединенных Наций. Посольства и дипкорпуса обслуживающих их работников, представительства различных компаний и структур зарубежных стран, сосредоточенных в Москве, составляют богатейший спектр государств всего мiра. Одной из последних стран, с которой Россия возобновила дипломатические отношения после периода «застоя», стало государство Израиль [6]. Посольства зарубежных стран не только имеют собственные стены, но и реально являются мини-государствами, территории которых, хотя и небольшие по своей площади, недоступны для несанкционированного проникновения извне и защищены статусом неприкосновенности так, как если бы это было реальное государство, которое они представляют.
. Посольства зарубежных стран не только имеют собственные стены, но и реально являются мини-государствами, территории которых, хотя и небольшие по своей площади, недоступны для несанкционированного проникновения извне и защищены статусом неприкосновенности так, как если бы это было реальное государство, которое они представляют [7].
После того, как в Сретенском монастыре возобновилась служба и его посетила Богоматерь в Своей Владимирской иконе, а крест монастырской церкви вновь стал проводником небесной благодати, на Северном полюсе Земли в 1997 году был водружен восьмиконечный русский Крест [8]. И хотя это событие не было отмечено в СМИ в ряду сенсационных, трудно переоценить его духовное значение: крестное Древо Жизни на вершине мiра увенчало огромный нерукотворный Храм Земли. Возможно, это неординарное событие в жизни Церкви указывает нам, насколько недалеко тот чаемый апокалиптический период, когда Россия станет «владыкой мiра» на решающее, хотя и «малое время» (по слову св. Иоанна Кронштадтского).
Отец Виктор Сметанников на Северном полюсе.
Иконография Богоматери «Державной», церковь которой входит в московский Деисис, раскрывает духовный смысл таинства «Удерживающего», бремя несения которого приняла Она в Свои руки в день отречения Государя от российского престола.
Икона Богоматери «Державная»
Внимательно «прочитывая» символику этой иконы, мы можем отметить такие важные детали, как изображение Господа Саваофа, держащего «круг времени», который представлен последней четвертью циферблата, что соотносится с определенным эсхатологическим моментом, обозначенным словами тропаря, читаемого в первые дни Страстной седмицы: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, Егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, Егоже обрящет унывающа». Богомладенец, сидящий на коленях Пречистой, указывает Своей рукой на Северный полюс Земли без венчающего ее Креста (кстати, такое изображение Земли-державы можно встретить только на этой иконе), как бы поясняя смысл временного отъятия «Удерживающего» и обетование восстановления всемiрного Православного Царства как задачу Церкви, по определению значения Креста Господня: «Крест – Царей держава». Крест – священный атрибут всего Богослужения, обоюдоострый меч последней духовной битвы с силами тьмы, описанной в Апокалипсисе: «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы» (Откр.19:15). Но Крест еще и символ Воскресения: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Богоматерь представлена на иконе как Царица Неба и Земли, сидящая на престоле, со скипетром и державой в руках. В тропаре Ее иконе поется: «Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мiра бо спасение наше, но Превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея».
Храм-часовня во имя иконы Богоматери «Державная»
Сила Божия совершается в немощи (2 Кор.12:9). Этой скромной деревянной церковью во имя Богоматери «Державной», «немощной» на фоне огромного железобетонного храма Христа Спасителя, удерживается Россия на пространном пути к окончательному падению: молитва перед иконой Богоматери о спасении нашего Отечества (а через него и всего мiра), сначала в часовне, а теперь и в храме, звучит каждодневно вот уже два десятилетия!
Но на этом не исчерпывается символическое значение московской «державы».
читать дальше>>>
|