Священное Писание открывается актом Творения Неба и Земли. Мы не станем здесь рассматривать создания области небожителей – собственно неба Небес, но обратим наше внимание на творение Земли. Библия сообщает, что изначально она «была безвидна и пуста», т. е. эта первобытная земная материя не имела какого-либо образа и находилась в состоянии безформенного хаоса. Лишь в третий день» [1]Творения Бог сказал: «...да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями» (Быт. 1:9). В силу этого божественного повеления две главные составные части первобытного хаоса, земля и вода, обособились друг от друга. С появлением двух упорядоченных структур на Земле можно говорить об ее образе, т. к. возникает возможность для сравнения, а следовательно, и для познания. «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт.1:10). Так на Земле родилось понятие красоты – духовное качество, которое первоначально характеризовало только сотворенные свет и мiр Небесный (Быт.1:4, 8).
Дни творения. Фрагмент росписи алтаря церкви Богоявления в Ярославле. 1691 г.
В космогоническом видении, с которым имеет дело Священное Писание, отмечен только общий характер третьего периода Творения и его конечный результат – образование воды и суши. Уже в XVII веке изучением различных явлений природы было установлено, что в прежние геологические эпохи распределение суши и моря на земном шаре существенно отличалось от современного. С расширением геологических знаний был сделан вывод, что история земной коры в значительной степени состоит из затопления суши океанами и поднятием ее из океанов. Современная наука подтверждает, что в истории Земли действительно был эпизод, когда о материках и океанах можно было говорить только в единственном числе.
С тех пор как были составлены достаточно точные карты берегов Атлантического океана, человека не переставало удивлять необычное сходство очертаний противолежащих материков, особенно Америки и Африки в южной части Атлантики, напоминающих как бы отрыв их друг от друга. Можно плотно «приложить» Гренландию к подводной окраине Европы в районе Британских островов и Скандинавии и Гренландию к североамериканской окраине (Исландию и множество мелких островов этого региона можно не «замечать», т. к. эти острова более позднего вулканического происхождения). В начале XX века метеоролог Альфред Вегенер доказал, что подобные построения не есть досужее развлечение ума, а вполне законная попытка воссоздать картину далекого прошлого Земли. Главным подтверждением этой гипотезы считается геологическое сходство в строении берегов противолежащих материков, общность некоторых видов фауны и флоры в Америке, Африке и Европе.
Схема распада материков доисторического континента.
Площадь доисторического суперконтинента Пангеи (этот термин появился в начале ХХ века) составляла примерно столько же, сколько площадь всех современных материков и островов вместе взятых. Этот суперконтинент омывался одним древним океаном – Панталоссой, занимавшим все остальное пространство на земном шаре. Появление огромного прочного щита в виде суперконтинента не осталось бесследным для подкорковых мантийных течений. Со временем они поменяли свое направление движения относительно континентальной оси и, поднимаясь с глубин под материком и растекаясь затем в разные стороны, мантийное вещество стало растягивать Пангею, раздробляя на несколько кусков. Постепенно картина земного мiра заметно изменилась. На Земле уже существовали два материка – Лавразия и Гондвана. Лавразия больше тяготела к Северному полушарию, Гондвана – к Южному. Между двумя частями распавшейся Пангеи появился разделяющий их внутренний бассейн – океан Тетис. Под действием мантийных течений Гондвана и Лавразия продолжали покрываться сетью трещин и разваливаться на множество гигантских осколков, которые постепенно расходились в разные стороны. Их двигали течения мантии. Позднее от восточных берегов Африки отделился полуостров Индостан, который впоследствии соединился с Евразией. Несколько миллионов лет назад от северо-восточной части Африки откололся еще один значительный кусок – Аравийский полуостров. Судя по современным научным представлениям, эти изменения на лике Земли происходили при строгом постоянстве ее размеров.
Тетис разделяет Пангею на два континента — Лавразию и Гондвану
В отличие от материков Западного полушария, в основе которых лежит по одному осколку древнего суперконтинента, в состав Евразии входят три части: Евроазиатская, Аравийская и Индостанская литосферные плиты. Сближаясь между собой, они уничтожили древний океан Тетис, остатками которого ныне являются глубоководные части Средиземного, Черного, Каспийского морей и мелководный Персидский залив. В формообразовании Евразии участвует и Африка, находящаяся в непосредственной близости от нашего континента.
Континенты, входящие в Восточное полушарие, окружены океаническими хребтами единой планетарной горной системы, протянувшейся из Северного Ледовитого океана через Атлантический и Индийский в Тихий. Эта горная система океанических хребтов шириной в несколько сотен километров и высотой около 2–3 километров образует единую систему в форме сердца.
Подводная горная гряда, окружающая материки Восточного полушария Земли.
После распада древних литосферных суперконтинентов Северная и Южная Америка, Антарктида и Австралия устремились прочь от Африки и Евразии. В блуждании по земному шару каждый из материков Нового Света движется самостоятельно в сторону Тихого океана. В отличие от Евразии в основе каждого из этих материков лежит одна литосферная плита. Нельзя не отметить и существенного различия между идеализированными формами материков Восточного и Западного полушарий: первое представляется в виде двух меньших треугольников (Африки и Индостана), соединенных своими основаниями с основанием большего (Евразии), тогда как материки Западного полушария представляют собой два практически равных по площади и одинаковых по форме «вымпела», вытянутых в сторону южного полюса.
Интуитивное представление о форме Земли складывалось у разных народов не сразу, но имело общие черты. Например, древние индийцы представляли Землю в виде плоскости, лежащей на спинах трех слонов, жители Вавилона – в виде горы, на западном склоне которой располагалась Вавилония. Гора окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо – свод небесного мiра. Под Землей находится бездна ада, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром снова начать свой путь по небу.
Космологическая карта мiра. Египет, ок. 350 г. до Р. Х.
Современная география многим обязана древним грекам. Сведения об их представлении о Земле описаны в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея», где говорится о Земле как о выпуклом диске, который со всех сторон омывает река Океан. Над Землей раскинулся небосвод, по которому движется Солнце. С развитием мореплавания изменялась и уточнялась общая картина мiра. Последователи греческого ученого Пифагора уже признавали Землю шаром.
Арабская карта мiра
Теперь общеизвестно: наша планета является эллипсоидом вращения, или, как еще говорят, геоидом, то есть шаром неправильной формы, несколько сплющенным с полюсов, что напоминает форму яблока.
Современники привыкли видеть мiр на картах, изображенный в двух полушариях. Но эта заслуга времен Великих географических открытий, начавшихся в средние века: ранее карты мiра выглядели иначе.
Разделение земли между сыновьями Ноя. Из рукописи XV в.
Географические карты, первоначально возникшие как изображение-символ Земли, со временем сами начинают определять этот зрительный образ. Постепенно условная линия экватора стала восприниматься как реальная граница между Северным и Южным полушариями. После открытия «Нового Света», к разделяющему символу-границе следует отнести противопоставление восточного полушария Земли и западного, по аналогии с более древними символическими определениями Востока как иконы земного Рая и Запада как символа ада [2]. И действительно, как известно из Священного Писания, только Восточное полушарие Земли имеет благословение для жизни послепотопного человечества: это пространство было соответственно распределено между Симом, Иафетом и Хамом.
Врата ада в виде пасти Левиафана. Фрагменткартины Эль Греко «Сон Филиппа II». 1579 г.
Запад, как символическое понятие одной из частей света, с давних пор символизирует собою инфернальную сторону духовного мiра – ад. Символ ада в Священном Писании – дракон или Левиафан. Его место обитания – морская стихия. Левиафан употребляется в Библии в качестве символа для обозначения Вавилонского царства (Ис.25:1), жестокого египетского фараона (Пс.73:14) и апокалиптического зверя, низверженного в бездну.
Западное полушарие, или «Новый Свет», которое сегодня принято обобщать именем «Америка», можно отнести к мифологическому антихтонису – «противоземле», мiру, противоположному по своему месту и времени бытия. Граница времени и пространства между Западом и Востоком отмечена Гринвичским меридианом, вертикально делящим Землю на два полушария [3]. Образ загробного мiра как места обитания мертвых, в древности, несмотря на разнообразие идей относительно его местонахождения, обычно вписывался в общую мифологическую картину как «иной» мiр, противостоящий «своему» мiру живых. При этом его размещение в горизонтальном пространстве соотносилось с вертикальной моделью мiра, делившей Космос на небо, землю и преисподнюю. Распространенные мифы о загробном мiре связаны с реакцией социума на смерть одного из членов и развивались из представлений о загробной жизни. Страх перед физической смертью в сочетании с биологической опасностью, исходящей от разлагающегося трупа, персонифицировался в самом умершем: поэтому погребальные обряды преследовали цель изолировать умершего вместе с вредоносным воздействием смерти. Представление о наделенных сверхъестественной силой мертвецах, выходящих из могил и приносящих несчастия, болезни и смерть среди живых, присутствуют в мифах и фольклоре многих народов. «Живых мертвецов» стремились вновь умертвить.
Самым действенным способом устранения вредоносных свойств покойника при сохранении связи с ним считалось отправление его в путешествие в загробный мiр, который у разных народов имел различное местонахождение. Так, народы Сибири помещали его на севере и одновременно в нижнем мiре: в мифологиях народов, где путь умершим указывало солнце, загробный мiр оказывался в подземном обиталище на западе. Он не обязательно считался аналогом тартара или огненной геенны – места обитания дьявола и падших духов. Картины загробного мiра могли копировать реальный мiр с поселениями, где умершие живут общинами, охотятся, женятся, иногда даже производят потомство и т. д. Мифы иногда воспроизводят ландшафт, окружающий общину мертвых. В некоторых мифологических традициях картина загробного мiра окрашена в тусклые тона: там слабо светит солнце, нет никакой нужды, но нет и радости жизни. В развитых мифологиях проводится физическое противопоставление мiра живых и «того света»: когда на земле день, там – ночь, у живых – лето, у мертвых – зима, умершие ходят вверх ногами, одежду носят наизнанку, их пища – яд для живых людей и т. п. [4] Таковы, например, представления о призрачном существовании безчувственных теней во мраке шеола у евреев и аида у греков. В космогонии античного мiра ад символизировал представление древних о царстве мертвых, как о темном месте, населенном киммерийцами – народом тьмы, вход в которое находится на крайнем западе, по ту сторону Океана.
***
Распространенная в средние века карта Восточного полушария типа Т-О делит его на три части. Верхнюю половину карты занимает Азия, в центре которой, отмечая ее полюс крестом, размещали Иерусалим. Нижняя часть карты, в свою очередь, разделена пополам: слева – Европа, справа – Африка. Таким образом, средневековая ойкумена охватывала весь известный тогда мiр. Позже, когда карта Восточного полушария приобрела современное изображение, место Азии заняла Евразия, а в нижней части стали помещать Африку и Юго-Восточную Азию, Океанию и Австралию.
Средневековая карта типа Т-О.
В проекции на плоскость Земля, как любая сфера, будь то геометрический шар, сакрализованная небесная сфера или сфера жизни человечества, изображается фигурой круга, который выступает как универсальная проекция шара, признаваемого идеальным телом как в мифопоэтической, так и в научно-философской традиции. Круг – один из древнейших и наиболее распространенных элементов мифопоэтической символики гетерогенного происхождения и значения, но чаще всего выражающий идею единства и законченности, символ высшего совершенства. Как фигура, образуемая правильной кривой линией без начала и конца, она ориентирована в любой своей точке на невидимый центр. В древних традициях Космос представляется как объемная сфера, что графически выражается фигурой круга, за пределами которого помещали неорганизованное пространство хаоса (иногда это моделирование посредством круга сочетается с моделированием с помощью квадрата). Круг и квадрат – это первичные геометрические фигуры, отражающие архаическое представление о времени и пространстве. Более развернутое представление идея круга находит во временном плане. Общераспространенная схема Мiрового древа подчеркивает идею круга, совмещенного с квадратом. Круглая линия горизонта, круговой годичный цикл, ежедневное движение Солнца по небу давали древнему человеку представление о движении времени. Не случайно термин «поясное время» впервые появился как географическое понятие (ср. vert-men– «то, что вращается, возвращается», отсюда – русское слово «время»).
Круг, как правило, принято связывать с женским производительным началом; это и обслуживаемый женщиной домашний очаг, как правило, круглой формы. Квадрат же (часто со вписанным в него крестом) – символизировал порядок, стабильность, упорядоченность Космоса, мужское формообразующее государственное начало. Поэтому общественный очаг имел форму квадрата.
Средневековая карта Земли, выполненная в «полярной» проекции.
Крест, как один из древнейших символов Мiрового древа, совмещенный с квадратом или кругом, – это концентрированная идея передачи центра в модели мiра и четырех основных направлений, идущих изнутри вовне. Древнеегипетский иероглиф, обозначавший «город», представлял собой диск с вписанным крестом; так же изображался по-ассирийски военный лагерь. Крестообразный четырехчастный знак представляет собой и китайский иероглиф для слова «город», и схему Рима, и план «лагерей викингов» в Дании. В модели мiра, обращенной центром к зрителю, вертикаль опрокидывается на горизонталь и «верх» в таком случае идентифицируется с «передом» [5]
Аллегорическая фигура, изображающая Жизнь.
В этом случае крест перечеркивает модель мiра, упраздняет ее, разрывая безконечное движение по кругу земного бытия, которое древние греки связывали с понятием судьбы, или фатума. В случае с вертикальной проекцией крест является своеобразной лестницей или связующим звеном, соединяющим сферу земного, или нижнего, и видимого мiра со сферой мiра невидимого – небесного, или верхнего.
В астрологической системе обозначений планет Земле приписан в качестве символа круг с крестом: или же такой [6] .
Древнеегипетский символ города.
Восьмиконечный крест (совмещенные квадрат и ромб, образующие восьмилучевую звезду) указывает четыре основные стороны света и четыре промежуточные. Кроме того, в христианской иконографии октагон, вписанный в круг, – это знак вечной жизни, «обетованной земли» небесной сферы; иногда – созидательного начала Святого Духа или Бога Отца, Творца «восьмого дня».
Математический символ безконечности – это повернутая на 90 градусов по оси цифра «8». Этим числом принято называть «пакибытие», вечность, иначе – «восьмой день». Это и таинственное Имя Бога – «альфа» и «омега» ( и ). В мiрском плане два объединенных кольца – это символ брачного союза жениха и невесты, супружества мужа и жены. Соединение двух сакрализованных сфер – знак единения в вечности Неба и Земли.
Девять Чинов небесных сфер. Фрагмент иконы «Символ веры».
Рассматривая на карте Восточное полушарие Земли, можно выделить форму его материков, со всех сторон омываемых океанами. Эту фигуру, которая, как мы уже говорили выше, состоит из материков-«треугольников», вполне логично объединить в графему ромба (с «провалом» в центре нижней части, между Африкой и Индостаном), что напоминает очертания первосотворенной пра-земли – Пангеи.
Считается, что квадрат, как и ромб, в народной и древней орнаментике происходит от условного изображения земельного участка и является символом земли: например, египтяне представляли себе землю квадратной, в Древнем Китае четырехугольник и круг символизировали соответственно землю и небо.
Форма круга и квадрата издавна используется человеком при сооружении построек. В Средиземноморье, на Кавказе и в Передней Азии имели широкое распространение круглая и квадратная форма плана как святилищ, так и жилищ. Еще в большей мере, чем при строительстве жилищ, символичность формы планов архитектурных сооружений сказалась при возведении культовых зданий: в разных местах региона от Средиземноморья до Средней Азии храмы в древности имели круглый или квадратный план. В Китае, заимствовавшем из Передней Азии некоторые элементы неолитической религии, храм неба сооружался круглой формы, а храм земли был квадратный. Квадратное основание христианского храма и куб его стен, завершающихся куполом и крестом, символизируют четырехугольность земли и округлость неба, в соединение которых передается идея храма как модели совершенного Космоса.
По мнению современных исследователей, квадрат (ромб, прямоугольник) в орнаментальном искусстве возникает и находит широкое распространение при переходе человека к оседлому образу жизни, от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Знак земли в виде четырехугольника – один из немногих древнейших символов, сохранивших свое значение в последующие эпохи. Графема квадрата или ромба с точками в нем (иногда – треугольника) символизировала засеянное поле, землю. В евангельской притче Христос пользовался привычными человеку понятиями, сравнивая земной мiр с полем, засеянным добрым семенем – сынами царствия, и плевелами – сынами лукавого (Мф.13:38).
Прямоугольный участок земли, рассеченный крестом, со священной горой и мiровым древом в центре – древнейшая универсальная модель мiра.
Подобия архитектурных планов храмов и древних примитивных графем, символизирующие идеальную модель Космоса, находят свое подтверждение не только в словах Священного Писания, где говорится, что видимый мiр сотворен по некоему плану, в котором все, включая человека, создано «по образу и подобию». Эти «иконки» при внимательном взгляде обнаруживаются и в географических структурах Земли.
Графемы, символизирующие возделанное и засеянное поле (элементы орнаментов).
Первый вклад в выявление географических гомологий [7]. в структурах нашей планеты сделал в прошлом веке французский ученый, географ и путешественник Элизе Реклю. В результате своих исследований он пришел к выводу: «Непрерывное перемещение Земли в мiровом пространстве и ее почти шарообразная форма вполне подчинены законам гармонии, поэтому было бы непонятным, если бы только случай управлял распределением воды и суши на поверхности земного шара» [8].
Образ мiра по Карпинскому.
В область выявления гомологических структур Земли внесли достойную лепту русские исследователи. Наглядная попытка сопоставить формы крупных континентальных единиц Земли принадлежит А.П. Карпинскому: «Сделав необычную развертку карты мiра на плоскость, когда материки Западного полушария остаются в обычной позиции, а Евразия с Африкой и Австралия располагаются выше них так, что Тихоокеанское побережье вытягивается в единую слегка извилистую линию, он отметил подобие формы всех материков: Южной Америки и Северной и каждой из них с Евразией, объединенной с Австралией. Складчатые области при таком расположении континентов образуют как бы единый ствол вдоль левого их края с подобными ответвлениями на каждом континентальном массиве. Не только складчатые области, но и крупные древние платформы, значительные впадины занимают в подобных контурах материков вполне определенные места. Окружающие континенты группы островов тоже оказываются расположенными подобным образом. Такое сходство и подобие строения разных континентальных частей Земли А.П. Карпинский и назвал геологическими гомологиями, хотя при этом заметил, что математической правильности ни в распределении самих континентов, ни в их очертаниях, ни в аналогичном геологическом строении ожидать нельзя, но тем не менее придавал отмеченным гомологиям исключительно важное значение»[9].
Геологические и географические гомологии по А.П. Карпинскому (1888 г.) Подобие в очертаниях континентов подчеркивается тем, что и основные горные системы, и геологические структуры находятся в подобных местах и повторяющихся соотношениях.
Выход человека в космическое пространство в XX веке дал возможность взглянуть на нашу планету «со стороны». Геологическое дешифрование космических снимков выявило удивительную особенность строения земной поверхности. Вся она оказалась покрыта множеством кольцевых структур разного диаметра: «...космические снимки, на которых можно увидеть «обобщенный портрет» огромных площадей земной поверхности, позволяет увидеть повсеместное распространение таких колец и то, что существуют определенные ранги концентрических структур – кольца разного размера. [...] Пока не выработана надежная методика установления кольцевых структур, нет и единого метода их показа на карт [10] , однако в реальности их существования ученые не сомневаются.
Схема кольцевых структур южной части Сибири (по В.В. Юшманову).
Интересное открытие в области множественной повторяемости различных географических структур поверхности принадлежит Алексею Анатольевичу Шульге. Работая над проблемами водных ресурсов страны в системе АН СССР, он обратил внимание на то, что на разных планшетах топографических карт повторяются с очень большой точностью многие конфигурации рельефа, система речной сети и сопряженной с ней водоразделов и во многих случаях образуют в разных местах подобные формы, которые повторяются почти с такой же монотонностью и однообразием, как «рисунок на обоях». Таких повторяющихся рисунков на карте можно привести немало: например, при совмещении контуров Черного и Каспийского морей, с поворотом одного из них на 90 градусов, совпадает не только их конфигурация, но даже реки Волга и Дунай впадают в моря в сходных местах. Другой наглядный пример: острова Большого Зондского архипелага Калимантан и Сулавеси и остров Хальмахера, которые при разных размерах оказываются подобными по форме, если провести их основные водораздельные линии [11].
Сходства конфигураций при совмещении контуров Черного и Каспийского морей.
Исследования в области закономерностей структуры рельефа планеты позволили А.А. Шульге прийти к открытию, которое состоит в том, что, оказывается, распределение суши и моря на земном сфероиде подчинено симметрии и антисимметрии, свойственной кубу, и подчиняется трем осям симметрии четвертого порядка с шагом в 30 градусов, хотя Земля по своей форме далека от куба. «Казалось бы, довольно далекие друг от друга фигуры. Поверхность более сложных правильных многогранников несомненно гораздо ближе к поверхности шара. Но речь идет не о совпадении поверхностей, ребер, граней многогранника с поверхностью и какими-то линиями нашего шара – Земли, а о сопоставлении осей симметрии, которых в математическом шаре безконечное множество, а в кубе строго определенное число – семь. А.А. Шульга утверждает, что и на нашем шаре – Земле – можно найти три из имеющихся в кубе оси симметрии» [12]).
Симметричность главных форм рельефа Земли (по А.А. Шульге).
«Испытание симметрией» фигуры Земли свидетельствует о том, что не только самые крупные формы рельефа подчиняются законам симметрии и антисимметрии куба в глобальном масштабе, но и внутренняя организация секторов сфероида оказывается построенной по законам периодичности и подобия. Сопоставление Земли с кубом, имеющим наибольшее число элементов симметрии, позволяет выразить многие характерные особенности устройства поверхности планеты с математической точностью.
Таким образом, можно говорить о строгой иерархичности рельефа и подобии структур Земли разных уровней.
***
Не только Восточное и Западное полушария отличаются друг от друга формами составляющих их материков. Существует различие и между Северным и Южным полушариями Земли: еще в начале прошлого века были отмечены преимущественная «континентальность» первого и «океаничность» второго.
"Континентальные" и "океанические" полушария Земли (по Ч. Лайелю). Центр проекции северной полусферы помещен в районе Лондона, и почти вся суша сосредоточена в этой половине Земли. Центр проекции южной полусферы помещен около Новой Зеландии, и почти вся поверхность этой сферы закрыта океаном (на рисунке нет Антарктиды).
Северное полушарие – наиболее освоенная, обжитая область нашей планеты (за исключением, конечно, Арктики): здесь начиналась история человечества, расположены крупные города и мiровые столицы с наибольшим числом жителей, духовные, политические, финансовые и промышленные центры, здесь, наконец, происходят все важнейшие события, определяющие ход всемiрной Истории. «Линия цивилизаций», или «цивилизационный пояс», если можно так выразиться, пролегает не по земному экватору, а несколько выше него, как своеобразная река жизни человечества, опоясывающая планету. Эта линия цивилизационной активности распространяется и в Западное полушарие, где главенствующее значение играют Соединенные Штаты Америки, хотя их собственная история насчитывает чуть более 200 лет. Страны т. н. «третьего мiра» расположены в Южном полушарии.
Расположение крупнейших городов мiра.
Исследователями структур земного шара отмечена его особенность: горные системы приурочены, в основном, либо к широтным, либо к меридианальным направлениям. Одна из таких горных систем проходит по южному краю Евразии, совпадая с «поясом цивилизации», другая делит ее на две части – это система Уральских гор, место расселения в глубокой древности потомков Иафета.
Северное полушарие, если смотреть на Землю из космоса «сверху», представляет собою круг с центром на месте Северного полюса, что соответствует древней модели Космоса с мiровым древом в центре. При взгляде на Восточное полушарие Земли (в более привычной для человека проекции «спереди»), она оказывается той же моделью мiра, но значение полюса в ней имеет священный центр – первая в истории человека Святая земля – область библейского Рая, который находился где-то в Месопотамии. Несмотря на изменившийся географический ореол обитания человечества и сместившиеся центры цивилизации, эта территория до сих пор называется Ближним Востоком. Оба рассмотренные нами изображения Земли соответствует единой модели мiра и составляют общую структуру, в которой центр объединяет такие сакрализованные, географические и ориентационные понятия, как Рай и Святая земля, восток и север, верх и низ (Северный полюс является «верхом» Земли).
Как пишет святитель Филарет в своем труде, посвященном разъяснению Книги Бытия, «не вся Земля была Раем, но Рай был как бы столицею ее, ибо Адам после падения изгнан из Рая возделывать Землю. Нельзя утверждать, что следы Рая совершенно изглажены Потопом или другим образом, ибо подробности, в которые входит Моисей о его местоположении, утверждают противное. Он полагает Рай в Эдеме, стране, которую, по указанию других священных книг, с вероятностью можно искать около Месопотамии, Сирии или Армении, на востоке, в отношении к стране, в которой он пишет, или к земле обетованной, которую имеет в мыслях» [13].
Карта Рая из Силосского Апокалипсиса. XII в.
Из Священного Писания известно, что Едем – это относительно обширная страна, в центре которой находился Рай как особое пространство, предназначенное для обитания первых людей. У многих народов мiра встречаются предания, неопределенно указывающие на восток, как на место первобытного обитания людей. О реальности существования Рая и его местонахождении говорили многие ученые, стоящие на религиозных позициях мiропознания: «...сопоставляя данные Библии с открытиями новейшей ассириологии, положение библейского Рая уместнее всего определить в южной части месопотамской равнины, между Вавилоном на север и Персидским заливом на юг. По заключению целого ряда выдающихся ученых (Ролинсона, Шрадера, Делича, Якимова и др.), библейский ган-Эден тождественен с gan-idimi ассирийских клинообразных текстов и, следовательно, лежал в области южного Вавилона» [14]. Но современной науке доступ к точному определению местонахождения Рая прегражден, как он некогда был прегражден согрешившему Адаму.
Рай. Фреска. 1263 г.
Сотворив первого человека, Бог водворяет его в особо приготовленном месте земли, «в саду Едемском» (gan Eden по-еврейски), или в «раю сладости» по греческому и славянскому текстам Библии. «Такая разница смыслового перевода этого слова произошла от того, что переводчики еврейское слово Eden, означающее собственное имя страны, приняли за созвучное с ним нарицательное, которое и перевели словом – “удовольствие или сладость”. Равным образом и еврейское слово gan, что значит место, огороженное решеткой (откуда происходит слово “сад”), переводчики заменили греческим словом "парадиз", взятым в свою очередь из персидского языка и означающим земляной или каменный вал, окружающий место прогулки, откуда и название этого места – сад или парк. В других местах Библии Рай называется “садом Божиим”, или “садом Едема”, или же, наконец, просто “Едем”» [15].
Шумерские «Адам и Ева». Терракотовый рельеф нач. II тыс. до Р.Х.
Эквивалентность словесных образов «страна», «сад» и «город» для архаического мышления выражена уже в языковом образе пространства, как «отовсюду огороженного». Например, славянское град означает и «город», и «ограда», и «сад, огород» (вертоград).
Краткое описание географии Рая, имеющееся в Библии, дает нам представление о нем, как о саде, расположенном в центре мiроздания, ограниченном, т. е. имеющем некую форму, с протекающей через него рекой и растущим в центре Древом Жизни. Вот те немногие географические сведения об иконе первого священного пространства на земле, центре единения материального и духовного мiров, из которого, по замыслу Божию, должно было распространиться потомство первых людей для того, чтобы обустроить, т. е. сакрализовать или освятить наследованную землю, превратив ее в подобие Рая по образцу Эдемского сада.
Лишившись своего прежнего идеального во всех смыслах этого слова местообитания, первые люди поселились к востоку от Эдема. Эта первая внерайская страна стала колыбелью человечества: здесь появились первые рожденные люди.
Ближайшая от Рая территория была впоследствии заселена потомками Адама, образовавшими т. н. шумерийскую (сумерийскую) цивилизацию – древнейшую из известных археологии. Из трех городов, входящих в нее, главный и первый в мiре город – допотопная столица Месопотамии Эриду. Этот город был священным местом проживания потомков Адама, что зафиксировано и в его названии Иер-Иду (Иер – священный, фонетически перешедшее позднее в Эр). Храм, обнаруженный на территории этого города археологами, является самой древней в мiре религиозной постройкой (ок. 5000 лет до Р. Х.). «Первые поселенцы, поселившиеся в Эриду, воздвигли недалеко от моря на холме квадратное святилище, площадью всего около 3 кв. м. [...] В результате седьмой перестройки святилище превратилось в обширный храм... включавший в себя... останки более древних святилищ» [16].
Раскопки середины XX века, проводившиеся на берегу Персидского залива, открыли человечеству город Эриду, существовавщий еще до Потопа. Самый ранний из открытых храмов был построен на рубеже V тыс. до н.э.
Этот первый жертвенник-квадрат на вершине холма, заключенный в стены более поздних построек, находившийся в центре города, своей формой мог соответствовать только реальному, некогда виденному Адамом (до грехопадения) небесному Престолу, о котором он мог рассказывать своему потомству и который, в свою очередь, послужил образцом для всех последующих культовых построек как до-, так и послепотопной цивилизации.
Предпочтение освоения мiра посредством познания добра и зла, которое выбрали наши прародители, находясь в Раю, и как следствие этого – утрата способности пользоваться знанием непосредственным, получаемым при личном общения с Творцом, определили те религиозные методы, которыми человечество пользовалось в своей Истории весьма продолжительное время после того, как Адам навсегда покинул Эдем. Затем место древних религиозных преданий заняла Богооткровенная религия Израиля, которую, в свою очередь, после рождения обетованного Адаму и Еве Искупителя, сменило христианство, ставшее религией непо-средственного Богообщения и теофании, открывающих доступ к знаниям мiра вышеестественного во всех его проявлениях. Именно к Своим ученикам, истинно Великим посвященным, Господь обращается словами: «вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят, и слыша не разумеют» (Лк.8:10).
Священным атрибутом величия и мощи христианизированной Римской империи стало яблоко царской державы, увенчанное Крестом, как законченное идеализированное изображение христианского Космоса и модель новой Земли, искупленной Богом во образ грядущего нового Неба. С развитием и поступательным движением христианской ойкумены этот священный символ перешел в державные руки Государей Третьего Рима.
Человеческой душе свойственно ценить прекрасное. Вся человеческая культура пронизана поиском красоты. Библия свидетельствует, что в основание мiра была заложена красота, к которой человек был изначально причастен, и потерянный Рай – это образ утраченной красоты. История человеческой цивилизации может быть представлена как постоянный путь от потерянной красоты к красоте взыскуемой, на котором человек осознает себя участником в Божественном созидании, естественно, при условии, что он стремится к воспроизведению духовного образца. Покинув Эдемский сад, человек возвращается в город-сад – Небесный Иерусалим (Откр.21:2). И этот последний образ, венчающий все мiроздание, есть образ будущей красоты, о которой сказано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор.2:9).
Истинный творческий процесс созидания принадлежит людям духовно богатым, которые обустраивают свою жизнь и окружающее пространство по образу Рая и небесного Востока. «Бог повелел [людям] желать будущего и стремиться к своему [небесному] Отечеству; но доколе сего не будет, живущие здесь должны стараться вести такую жизнь, какая свойственна небожителям. Ибо должно желать, – говорит Он, – Неба и Небесного. Но прежде достижения Неба, надо землю сделать Небом, чтобы и живя на ней, так поступать и говорить, как бы находились на Небе, и о сем молить Господа» (Св. Иоанн Златоуст) [17]
Однако, сколь же часто люди ослепляются блеском земного мiра и в поисках призрачного счастья устремляются к идеалу обмiрщенному, выстраивая общество потребления, пожирающее пространство и время в надежде на беззаботный миллениум в границах земного «рая», вход в который открывает кредитная карточка «Амэрикен-экспресс»!
читать дальше>>>
|