Географические карты без надписей называются немыми, так как исчерпывающего ответа на целый ряд вопросов, которые могут возникнуть, они не дают. Ведь географическая карта – это прежде всего источник знаний, справочник, где, кроме изображенных объектов, большую роль играют соответствующие надписи-символы – географические названия. Они, как правило, давались не случайно и рассказывают нам о природных условиях, особенностях рельефа, реках и озерах, островах и полуостровах, морях и океанах, истории народов различных уголков земного шара и о многом другом. Недаром ученые интересуются происхождением географических названий, ведь мы живем не в безвоздушном пространстве, а в определенном городе, селе или поселке, в окружении безчисленных географических объектов.
Исследованиями содержания географических названий занимается область географии, выделившаяся в самостоятельную науку на стыке географии, естествознания, истории, филологии и ряда других наук – топонимику (в переводе с греческого «топос» – место и «онима» – имя), т. е. науку о местных названиях. Раскрытие смысла географических названий помогает ученым в изучении Земли, ее природы, изменений и истории. Топонимика – это язык Земли, где история человечества записана в географических названиях.
Их вдумчивое чтение может рассказать не только о природе и населении различных уголков нашей планеты, об истории географических открытий, но и о многом другом.
В XIX веке русские мореплаватели внесли немалый вклад в упразднение последних «белых пятен» на географической карте мiра. Российские корабли впервые появились в южной части Тихого океана в 1804 г. Это была первая кругосветная экспедиция под командованием Ивана Федоровича Крузенштерна и Юрия Федоровича Лисянского. Экспедиция вписала немало блестящих страниц в историю открытий и исследований тропической части Тихого океана, которая уже не раз посещалась английскими, французскими, испанскими и голландскими кораблями. К северо-западу от Гавайских островов был открыт неизвестный остров, впервые нанесенный на карту и названный по единодушному настоянию команды «Островом Лисянского». Соседняя с островом коралловая отмель была названа «Невской» в честь корабля «Нева», на котором совершалось плавание. Открытый вслед за тем коралловый риф был назван «рифом Крузенштерна». В том же году Крузенштерн на корабле «Надежда» открыл до тех пор не описанные воды и земли в северной части Тихого океана, которые были названы русскими именами: залив Мордвинова, мысы Сенявина, Муловского, Соймонова. Лисянский открыл острова у западных берегов Америки. Они были названы в честь командиров Чичагова и Круза. В 1814 г. лейтенант М.П. Лазарев, плавая на корабле «Суворов», открыл большую группу островов к востоку от о. Самоа и назвал ее именем Суворова. Лейтенант Коцебу нанес на карту несколько новых островов: Цепь Рюрика, о. Румянцева, о. Крузенштерна, о. Спиридова, острова Чичагова и Аракчеева. Вторая экспедиция Коцебу открыла еще целый ряд островов, которые были названы именами Фаддея Беллинсгаузена, Римского-Корсакова, Кордюкова, Шольца. У островов Туамоту лежат острова, открытые экспедицией Ф. Беллинсгаузена и носящие названия в честь крупнейших сражений Отечественной войны 1812 года: Бородино, Смоленск, Малоярославец.
Между Новой Зеландией и островом Таити, среди теплых тропических вод лежит группа островов, названная «Островами Россиян»: острова Кутузова, Волконского, Раевского, Ермолова, Милорадовича, Лазарева и др. А возле берегов Антарктического материка, открытого русскими в 1891 году, лежат острова Императора Петра Первого, Дригальского, Мордвинова и Шишкова. Именем отважного мореплавателя Крузенштерна названы в Тихом океане заливы, мысы, рифы и пролив. А сколько еще славных имен российских ученых, государственных деятелей, мореплавателей и путешественников разбросано по всей карте мiра!..
Летом 1913 года полярная экспедиция под командованием капитана Вилькицкого отправилась в поисках северного пути к восточным окраинам Империи. Пытаясь обогнуть ледяное поле, образовавшееся возле полуострова Таймыр, Вилькицкий приказал взять курс на север. 2 сентября моряки неожиданно увидели неизвестный низменный остров, а на следующий день прямо по курсу показалась большая земля с покрытыми снегом горами. 3 сентября экипажи, высадившиеся на сушу, подняли на флагштоке русский трехцветный флаг. Так было совершено последнее географическое открытие в истории человечества. Капитан Вилькицкий объявил открытую землю владением России и по праву первооткрывателя дал ей имя – Земля Императора Николая II. Остров, открытый накануне, получил название в честь Цесаревича Алексея [1]
Русский флаг над новым архипелагом - Землей Императора Николая II.
Иностранные мореплаватели иногда приписывали себе открытия русских моряков, и часто бывало, что крупнейшие достижения русских просто замалчивались. Россия ни в те времена, ни позднее не присоединила к себе открытые русскими тихоокеанские острова, хотя по праву первого открытия могла это сделать, и в настоящее время этими островами владеют иностранные государства. Но русское имя на карте мiра имеет непреходящее значение, так как и самое имя несет в себе некую печать или знамение, знак принадлежности, обладания, смысл которого лежит в областях гораздо выше области юридических прав.
Не менее интересно и важно рассмотреть топонимику мiра как в прямой, так и в обратной перспективе. Например, в России можно попасть из Берлина в Париж, не покидая территории Челябинской области. Есть здесь также Лейпциг, Варна и другие европейские города. Все эти, как правило небольшие, города, получили свои названия в честь выдающихся побед российской армии в Отечественной войне 1812 г. В Одесской области Украины есть железнодорожные станции Лейпциг и Париж. Поселок Париж находится и в Краснокутском районе Харьковской области. В Ферганской области Узбекистана есть поселок с громким названием Багдад, в Актюбинской области Казахстана – железнодорожная станция Каир, в Молдавии – железнодорожная станция София, в Екатеринбургской области – городок Ницца, в Новосибирской области – поселок Шанхай, в Орловской – поселок Панама, в Иркутской – железнодорожная станция Мальта, озеро Китай есть в Одесской области. Нельзя не признать, что многие географические названия очень меткие. Мыс Край света расположен на крайнем восточном острове Курильской гряды Шикотане.
Одновременно на картах России можно найти немало экзотических названий географических объектов, расположенных на других материках. Например, Нил – населенный пункт в Амурской области России, Чад – железнодорожная станция в Пермской области, Сахара – река в Якутии, Африка – мыс на полуострове Камчатка. Есть здесь и «уроженцы» других частей света: залив Америка на Дальнем Востоке, поселок Эльдорадо на среднем Енисее, остров Куба в море Лаптевых. А на железной дороге Пермь – Нижний Тагил, на границе Европы и Азии, есть станция Евразия.
Собирая, объединяя в себе весь мiр, Россия щедро дарила ему и свои географические имена: река Волга, например, кроме общеизвестной, течет в штате Айова (США). Такое же название имеет правый приток Миссисипи. А в штатах Индиана, Миннесота и Северная Дакота есть поселки Россия, Белоруссия и Киев. Их основали уроженцы этих местностей, которые некогда переселились в Америку.
В советские времена существовала хорошая традиция неформальных культурных связей между «городами-побратимами». Правда, тогда эти нити дружбы соединяли, как правило, столицы и города стран «социалистического лагеря». Когда «железный занавес» пал, картина изменилась и инициатива символического братства перешла в руки западного мiра. Например, «Ассоциация породненных городов» США сегодня объединяет 1200 больших и малых американских городов, у которых насчитывается 2000 побратимов в 123 странах мира. Сегодня в Соединенных Штатах и России насчитывается по 111 городов-побратимов. Есть в Соединенных Штатах свой Петербург, а имя города Москвы носят двадцать два населенных пункта. Небольшой городок с этим названием расположен в географическом центре Америки, это – своеобразная пронизывающая толщу Земли «Москвы связующая нить» между столь отдаленными пространствами и такими несхожими образами жизни. Но, как известно, дружба может быть искренней, а может быть основана и на иных интересах: почему-то городом-побратимом Москвы в 1997 году стал город Чикаго, известный центр криминального мiра не только США, но и за их пределами.
***
Открытие новых земель, освоение или землепроходчество русских не ставило целью их колонизацию и последующее эксплуататорское использование, что особенно характерно для стран западного мiра, в частности – Англии, «владычицы морей». Это, скорее, все тоже странничество, для которого характерно экстенсивное, в принципе – безпредельное освоение новых пространств Земли с целью их включения в свой церковный мiр. Странность Нового Израиля, его неутомимое стремление вперед – это и вечная неутолимая жажда человеком Красоты и Истины, преобразующей Землю, и его извечная цель – Святая Земля и Небесный Иерусалим. И это не спонтанное безсмысленное движение: его направляет Сама «Одигитрия», земная Путеводительница и Заступница Нового Израиля. Можно сколь угодно долго обсуждать пресловутую «Декларацию» митрополита Сергия Страгородского или спорить о каноничности Зарубежной Церкви, но объединяет Русское Православие на всех континентах Сама Богоматерь: Ее иконы сегодня живут и творят чудеса и в Восточном, и в Западном полушариях Земли. Когда-то через эти иконы Она обустраивала пространства Святой Руси, указывая, где необходимо возводить монастыри и храмы в честь Ее икон и явлений. Сегодня Ее чудотворные иконы распространились по всему мiру. И в этом несомненная заслуга русской эмиграции, подобно ветхозаветному Израилю в рассеянии, несущей свет истинной Веры всему мiру [2].
Так, икона Богоматери «Знамения» (Курская–Коренная), которую справедливо называют «Одигитрией русского разсеяния», сегодня находится в Знаменском Синодальном соборе города Нью-Йорка. Эта древняя русская икона в 1920 году с остатками Белой Армии и гражданским населением покинула Русскую землю. Одно время находилась в Югославии, в Германии и, наконец, прибыла в Соединенные Штаты, с задержкой на острове Санта-Мария группы Азорских островов из-за бури. После прибытия в Америку началось ее шествие по земле «Нового Света»: Вашингтон, Лейквуд, другие города, и, наконец, Нью-Йорк [3]. Чтимый список с этой чудотворной иконы находится в Новой Коренной Пустыни в 40 милях от Нью-Йорка.
Богоматерь «Владимирская» пребывала в монастыре в городе Харбине, Китай. Знаменательна история этой иконы, впервые явившей чудо вне территории России. Она была принесена в монастырь в очень плохом состоянии: изображение Богоматери было темное и практически невидимое на доске. Некоторые считали, что ее даже нельзя держать в храме. Но в 1925 году, в день празднования иконы Владимирской Богоматери, икона стала светлеть, очищаться от пыли и грязи и на глазах присутствующих полностью обновилась, открывая лик Пречистой, как будто бы только что написанный. Фольговая риза на иконе ярко заблистала, точно только что наложенная каким-то таинственным живописцем, а венчик засиял переливающимся светом. «Верующая душа, – пишет протопресвитер Александр Киселев, – не может не обратить внимания на знаменательное совпадение событий. [...] Матерь Божия, не раз спасавшая Русскую землю от разорения, чудом обновления не свидетельствует ли, что близится время, когда Она Своей молитвой спасет вновь Русскую землю»[4]. В этих словах – чаяния и надежды «изгнанников земли Родной» (слова игуменьи Руфины, настоятельницы монастыря, при которой совершилось обновление иконы). В изданиях к пяти- и десятилетнему дню этого события, описаны чудеса, явленные от этой иконы.
Хотя этот образ Богоматери относится к иконописному типу «Милующая», в словах молитвы, читаемой перед этой иконой, есть слова, связанные и с путеводительством: «Вразуми и научи нас, о Всемилостивая Заступница, како безгрешно прейти путь земного сего жития...» Ныне икона находится в Богородице-Владимирской обители города Сан-Франциско, США.
Другая одноименная икона хранится в Ново-Дивеевском монастыре под Нью-Йорком. Эта икона была в Оптиной пустыни в келье преподобного старца Амвросия. Перевезена во время Великой Отечественной войны в Германию. Находилась в Берлине, в Вестерхайме и Вейндлингене. Покойный первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий благословил этой иконой русских эмигрантов, переезжавших из Германии в Америку.
Самообновившийся чудотворный образ «Всех скорбящих Радость» хранится в нью-йоркском Синодальном Соборе. Она также побывала в Харбине; в 1965 году через Гонконг, где икона находилась продолжительное время, была перевезена в США.
Список с чудотворной иконы Богоматери «Ахтырской» из Харбин в 50-х годах был перевезен в Бразилию, позднее – в Сан-Франциско и в 1975 году был передан в Комитет Русской Православной молодежи. Затем эта икона была перевезена в Европу и оттуда – в Австралию.
Другая русская святыня – Богоматерь «Тихвинская». Этот образ, почитавшийся как символ Византийской империи, в 1383 году исчезает из Константинополя и чудесным образом является стоящим «на воздусе» над Ладожским озером в пределах Великого Новгорода. В смысле иконописном эта икона тоже относится к «Одигитрии»-Путеводительнице. Икона находится в городе Чикаго, куда она была привезена из Риги со второй волной эмиграции. В тропаре этой иконе есть такие примечательные слова: «Днесь, яко солнце пресветлое, воссия нам на воздусе икона Твоя, Владычице, лучами милости мiр просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар божественный, свыше благоговейно восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшегося Христа Бога нашего величает радостно: Ему же молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианские невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою поклоняющихся Его божественному и Твоему Пречистому образу, Дево неискусобрачная».
Чудотворная икона «Леснянская», которая явилась в 1683 году русским пастухам в лесу на дереве, хранится в Леснянском женском монастыре в Провемонте, Франция.
Богоматерь «Елеонская Скоропослушница» находится в городе Иерусалиме, охраняя Русскую Духовную Миссию.
В своей книге, посвященной иконам Богоматери, о. Александр Киселев справедливо приводит такие слова: «Хочется обратить внимание чтущих Пресвятую Богородицу, что не только о нас, русских православных людях, заботится Пречистая, но обо всем мiре печется Она, Всеблагая. Напомним, что писалось в иностранных газетах в Европе во время войны германцев против Франции и Бельгии. Вспоминают ли там о явлениях Божией Матери, предупреждающих о страшных надвигающихся катас-трофах? На юге Франции Божия Матерь явилась маленькой девочке и сказала ей: “Я – Покровительница Франции! Но грехи людей стали так велики, что уже никто – ни священники, ни правители не могут спасти страну. Сын Мой и Мои молитвы не принимает. Надо ждать скорбей”. В Бельгии, приблизительно в 1931–1932 годах, дети – брат и сестра – пасли овец близ одного монастыря. Здесь росло большое дерево. Вдруг дети ясно увидели на нем Пресвятую Богоматерь. По простоте и невинности своей и по вере в Пречистую, они не удивились и не испугались. Божия Матерь сказала им, чтобы они передали духовенству о том, что всем – и самим священникам – нужно очень усердно молиться и каяться в грехах: Бельгии грозит великое несчастье. [...] Были также чудесные явления Божией Матери и в Египте, и в Сербии, и всегда Пречистая призывала к покаянию и молитве и напоминала о забытом Небе»[5]
Промыслом Божиим, русские географические имена, сами люди и русские святыни «прописаны» ныне на всех континентах нашей планеты, и нет такого места, где бы не возносились молитвы «Русскому Богу», где не слышали бы Символ Русской Веры и не было бы возможности для соединения с Богом: в любом уголке земного шара есть священная Чаша с Телом и Кровью Христа. Сегодня, посетив остров Яву, вы можете помолиться в русском храме Покрова Богородицы; можно зайти в церковь Всех святых, в земле Российской просиявших, в городе Бурлингейме, штат Калифорния; в Бельгии в брюссельском храме-памятнике [6] Государю Николаю II можно приложиться к святыням екатеринбургской Голгофы.
Эти храмы, разбросанные по всему лику Земли, – своего рода «Острова Россиян» единого сакрального архипелага, нити от которых стягиваются к главному центру – Москве. И хотя после революции 1917 года существует формальное разделение между московским Патриархатом и Зарубежной Церковью, явление это – временное, сохраняющееся до тех пор, пока русская алия Нового Израиля не закончила свою миссию несения света Православной Веры за пределы нашего Отечества [7].
Нельзя обойти вниманием тот факт, что знамения мvроточения и плача икон в наши дни подаются не только в России, но и всему православному мiру в разных концах земли.
Самой известной мvроточивой иконой ХХ века стал Иверский-Монреальский образ Богоматери. Написанная афонским иконописцем копия древней Иверской иконы была подарена Иосифу Муньосу, православному испанцу, который поместил ее в своей квартире в Монреале. Начиная с 1982 г. эта икона непрестанно источала святое мvро, а в августе 1991 года на ней впервые увидели слезы. В семьях благочестивых христиан-молитвенников источают мvро бумажные репродукции и фотографии Монреальской иконы. Ряд обстоятельств указывал на то, что образ был мистически связан с судьбой России. 31 октября 1997 года Иосиф Муньос был убит при загадочных обстоятельствах в Греции, а чудотворная икона исчезла.
В храме св. Николая в Чикаго плакала икона Божией Матери «Одигитрия».
В небольшом храме австралийского городка Маунт Причард в престольный праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1994 года, полутораметровое распятие стало источать миро. Капли выступили на лике, руках, груди и ногах Спасителя. Они были светлы, маслянисты и издавали благоухание, напоминающее аромат роз или ладана. Во время молебнов мvроточение усиливалось так, что капли падали с иконы на пол. Чудо, продолжавшееся более года, дало духовные плоды. Многие очевидцы, прежде равнодушные к вере и Богу, принесли покаяние и стали истинно верующими православными людьми [8].
Так, Россия, которую в недалеком прошлом часто упрекали за пассивную миссионерскую деятельность, в отличие от западных конкистадоров, насаждавших христианство мечом и огнем, завоевывает Христу всю Землю, увенчанную ныне русским православным Крестом. Можно ли считать, что современная картина мiра соответствует замыслу Творца, изначально создавшего его как один благолепный храм? Думается, да. Вполне вероятно, что со временем мы увидим, насколько это важно и для нашего будущего. Не случайно предпоследняя глава Апокалипсиса начинается словами: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали...» (Откр.21:1).
***
С точки зрения современной науки сделанные нами обобщения и проведенные параллели покажутся неприемлемыми, как, например, некоторые считают исследования Михаила Петровича Кудрявцева в области градостроительной концепции Москвы не более чем современным мифотворчеством. Но еще святитель Григорий Палама говорил: «От мiрского знания мы абсолютно не можем ожидать какой-либо точности в познании вещей божественных; ибо невозможно почерпнуть из него какого-либо определенного учения о божественном. Ибо “Бог его объюродил” (Триада 1, 12). И это мiрское знание, более соответствующее знанию об окружающем пространстве слепых, передвигающихся ощупью и готовых в любой момент упасть в яму, увлекая за собою весь мiр, закономерно может быть вредным и даже враждебным истинному богословию: «Сила этого разумения, объюродившего и несущего, вступает в борьбу против тех, кто принимает предание в простоте сердца; она презирает писания Духа, следуя примеру людей, которые обращались с ними небрежно и восстановили тварь против Творца» (Триада 1, 15).
Интересным свидетельством запрета на научное познание духовного мiра является само построение Священного Писания: оно не дает научной формулировки того, во что мы верим, а дает только ключ, говоря научным языком – методологию, следуя которой человек входит в познание Царствия Божия. Описать же научно, что такое Царствие Божие, невозможно.
Современная наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование Творца, хотя советские ученые, десятилетиями подвизавшиеся на поприще «научного атеизма», кропотливо занимались изучением Того, чье существование упорно отрицали, получая за свои труды академические звания, награды и премии. И только Церковь обладает подлинным знанием – Богооткровением, обращаясь за ответом на вопросы о вечной жизни к Первоисточнику самой Жизни, как своеобразному и уникальному «банку информации». «Вся наша жизнь, – писал оптинский старец Варсонофий, – есть дивная тайна, известная одному Богу... Вся наша жизнь чудно располагается по некоему таинственному плану, который мы не замечаем и не понимаем... Всегда и во всем есть некое сцепление обстоятельств, но цель этого сцепления нам неизвестна. Мы не понимаем значение того или иного обстоятельства, но во всем есть глубокий смысл. Случайного нет в нашей жизни»[9]. . Очевидный смысл этих дивных тайн с каждым периодом церковной истории становится все более и более зримым.
В чине анафематствования, чтение которого сегодня постепенно возрождается после многолетнего соблазнительного «безгласия» Церкви, есть такие слова прещения: «Тем, которые на словах принимают Домостроительство спасения, совершенное воплощенным Сыном Божиим, но не хотят, чтобы выражали его видимым образом, и потому устами признают необходимость спасения, но на деле отвергают его, анафема» [10] . однако в реальности их существования ученые не сомневаются.
Строительство городов России, выраставшей из Московии в могучую христианскую Империю, в основном приходится на XVI – XVII вв. Оно было связано с крупными военно-политическими и экономическими успехами Московского централизованного государства, когда после крушения татарских ханств границы Русской земли расширились до низовий Дона и Волги, а на востоке включили Урал и всю Сибирь. По мере централизации Московского государства значительно ослаблялась и постепенно исчезала внутренняя рознь между русскими землями. Основания этим свершениям были заложены уже в XV веке вступлением на престол первого единодержавного в России Государя Иоанна III, «собирателя земли русской»: уже на исходе этого столетия знамена Москвы развивались на заснеженном хребте древних Уральских гор, и воеводы Царя Иоанна возгласили его имя на берегах Иртыша и Оби, в пяти тысячах верст от столицы.
Московское правительство, заботясь об обороне страны, было заинтересовано в строительстве более мощных каменных крепостей, для чего был создан специальный Каменный Приказ, который централизованным порядком начал возведение таких крепостей в пограничных и центральных районах страны на основе единых установленных правил. В его задачу входила также реконструкция многих старых каменных крепостей Руси в соответствие с новыми требованиями обороны, к которой перешли русские.
Прежде всего обновляется вся оборонительная система Москвы. В 1485 – 1495 гг. перестраивается ее Кремль, в 1535 – 1538 гг. строятся каменные стены Китай-города, а в 1585 – 1593 гг. – Белого города.
К концу XVI века оформляется новый образ Кремля: его пространство расширяется на восток за счет возведения каменной стены. Позже крепостные башни венчаются шатровыми конструкциями, высота которых, как мы упоминали выше, была не случайна, так же как и сама форма, повторяющая восьмигранник центрального купола Троицкого собора – «Нового Иерусалима». На протяжении длительного времени шатровые башни были неповторимой отличительной чертой центра столицы, и только позднее стали повторяться при сооружении других храмов, мультиплицируя «ново-иерусалимский» образ в других городах России [11].
читать дальше>>>
|