Вряд ли кто-то сможет объяснить, в какие незапамятные времена имя Иван стало синонимом слова русский. Слова известной песни – «Иванами да Марьями гордилась ты всегда...» – перекликаются с русскими былинными и сказочными героями – Иваном-Царевичем и прекрасной Марьей-Царевной. Эти имена царят на просторах России как неприхотливый цветок иван-да-марья. Действительно, Иваны и Марии – вот подлинно обобществленные имена носителей и хранителей русского духа, иконологически соответствующие предстоящим у голгофского Креста Богоматери и любимому ученику Господа Иоанну.
«Россия вся – один Иван», – писал «певец революции» Владимир Маяковский в своем произведении «150 000 000». Трудно не согласиться с тем, кто приложил столько усилий для разрушения этого сказочного царства...
В истории многих стран XVI век был отмечен знаменательными свершениями. Это было столетие великих географических открытий и становления могучих национальных государств. Не случайно португальцы, испанцы, французы и англичане до сих пор почитают своих деспотичных правителей того века – Карла V, Филиппа II, Генриха Мореплавателя, Генриха Наваррского, королеву Елизавету, – сумевших создать мощные мiровые империи. У нас не меньше оснований отдать должное заслугам Государя Иоанна Грозного. Именно при нем Россия начинает превращаться из восточноевропейской страны в страну межконтинентальную.
Во времена Царя Ивана казаки во главе с атаманом Ермаком присоединили к Московскому царству земли Восточной Сибири, а к концу XVII века русские землепроходцы уже достигли самых дальних окраин будущей Империи. XVI и XVII века известны в истории России строительством и ростом новоземельных городов. Русские города и разных типов поселения появились почти одновременно на всем огромном пространстве. За короткое время было выстроено невиданное количество новых городов (в XVI веке – от 45 до 70, к середине XVII века – 226). Города-крепости и остроги, становились опорными пунктами сбора для дальнейших продвижений на восток. В Сибири, в 1586 году, строится Тюмень, в 1587 г. – Тобольск, в 1594 г. – Тара, в 1604 г. – Томск, в 1607 г. – Туруханск, в 1616 г. – Кузнецк, в 1617 г. Енисейск, в 1628 г. – Красноярск, в 1632 г. – Якутск, в 1644 г. – Нижне-Колымск, в 1648 г. – Охотск, в 1649 г. – Анадырь.
Российская Империя развивалась не так, как европейские державы.
Карта освоения Русской Земли
Во всемiрной истории невозможно указать другой пример окончательного присоединения таких обширных пространств со сложным этническим составом, проделанного в столь короткий срок и столь ничтожным количеством людей.
Правилом русских землепроходцев было: где зимовье, там крест или часовня; где крепость, там церковь; где город, там монастырь. Именно благодаря православной возвышенности русских и давались тогда им столь легко великие свершения, которые утверждались верой и твердостью духа. «Не многим числом победа добывается, но помощью Бога, да святится имя Его», – говаривали русские люди. Обращать в христианство покоренные народы насильно воспрещалось – «страхом и жесточию никак не приводить».
Что же способствовало удивительно быстрому росту городов-церквей на еще не очистившихся от языческих капищ сибирских землях, на пространстве, столь далеком от Святой Руси? Возможно, то, что их образец был так близок к сердцу России и Москве – сокровенной иконе Небесного Града: во всяком случае, последние исследования в области градостроительства Московского государства утверждают, что «прообразом нового города на Руси стала необычно правильной формы крепость Ивангорода, построенная Московским правительством в 1492 году на западных рубежах страны» [1].
План крепости Ивангорода. Конец XV в.
Ее заложил Государь Иоанн III на Девичьей горе на базе древнего русского поселения «Новое село» и дал ей свое имя. Ивангород вырос как преимущественно военный центр. В 1492 году за один сезон здесь была возведена небольшая крепость-цитадель. Ее правильный квадрат охватил площадь всего в 1600 м2. Через четыре года квадратная крепость была дополнена значительно более крупным Бояршим городом, план которого более близок к прямоугольнику с соотношением сторон 1:2. Башни его стояли не только на углах, но и отмечали середину стен. Так сложилась регулярная симметричная композиция, длинную ось которой с одной стороны завершал квадрат первоначальных укреплений, с противоположной – проездная башня, как главный вход в крепость. В начале XVI в. первоначальная квадратная крепость обстраивается с трех сторон стенами с двумя башнями. Эта пристройка, называемая в источниках XVIII в. «замком», значительно укрепила город. В отличие от предшествующих этапов строительства, «замок» в плане уже отошел от регулярных очертаний, следуя естественным границам возвышенного плато, по которым проходили его стены [2].
Застройка стен крепости Ивангорода.
В новых городах церкви ставились не иначе как по указу Царя и как «образцы» насаждались повсеместно. Церковное строительство подвергалось контролю не только со стороны государства, но и высшей духовной администрации, установившей свои строгие храмоздательные правила. При таком многостороннем контроле трудно предположить о случайности посвящения храмов. Отметим, что в Бояршем городе, отделенном от первоначальных построек на Девичьей горе крепостной стеной, была возведена церковь святителя Николая.
В результате всех построек Ивангород превратился в сложный крепостной ансамбль, в котором природные факторы использованы и в целях военно-оборонительных, и для создания архитектурного образа, утверждающего величие Московского государства. Так, на крайних пределах Московской Руси, разделенные узкой полоской водной глади, встали друг против друга, «лоб в лоб», два совершенно разных града: Ивангород, установившийся символ нового Московского царства, и тогдашний форпост западного мiра – город Нарва.
Мы уже обращали внимание читателя на гомологии элементов структуры Земли разных уровней географических образований, включая рельеф поверхности. Новоземельные города и крепости, не только полигональные, но и геометрически правильные по конфигурации во многом обуславливались рельефом окружающего пространства. Они строились с учетом природного ландшафта, непосредственно воспринимаемого как «пространство существования». Городские стены, формирующие символ города, часто повторяли все природные особенности рельефа, преображая огороженный участок «во образ» идеального «града» и одновременно тех родных, привычных переселенцам мест, которые они покинули. Форму новоземельных городов стремились сделать ясной и легко воспринимаемой, позволяющей свободно ориентироваться в пространстве, которое уже не воспринималось как «чужое» и враждебное. Поэтому была важна не столько точность перенесения на местность геометрических фигур, лежащих в основе идеальной модели, сколько наглядность воплощения ее топологических свойств в конкретном масштабе. Геометрическая идеализация русских городов представлена на их древних планах, хотя в реальности сами города часто в достаточной степени далеки от их символа.
Предлагаем читателю рассмотреть топографию и строение Ивангорода с точки зрения все тех же географических гомологий, но в ином масштабе – в сравнении с территорией России, что более наглядно видно на приведенном рисунке.
Давно замечено, что Евразия делится горной цепью, протянувшейся от Гималаев и Тянь-Шаня на востоке через Иранское нагорье, Кавказ, Крым и Карпаты к Альпам и Пиренеям на западе. Эту природную пограничную линию по горам Средней Евразии видели и отмечали еще древние.
Головная часть России, Святая Русь, расположена в Восточной Европе и со всех сторон (кроме Севера) выделена грядами горных цепей. Эта часть России правомочно зовется «Домом Пресвятой Богородицы»: именно здесь обретены все Ее чудотворные иконы, только здесь, в границах этого квадрата, исторически зафиксированы Ее личные явления на протяжении истории Русской Церкви, включая явления Пречистой в XX веке, что говорит об особой заботе Богоматери над этим пространством [3]. Несомненно, что именно это пространство имел в виду св. Иоанн Кронштадтский, говоря о Святой Руси как о подножии небесного Престола. В Священном Писании и на иконах подножие Христа Пантократора изображается как ромб и квадрат, соответственно – внутренний и внешний «двор» апокалиптического «стана святых и города возлюбленного» (Откр.20:8), который по описанию «расположен четвероугольником» (Откр.21:16).
Подножие небесного Престола. Фрагмент иконы «Спас в силах».
В топографии Ивангорода находим соответствующее подобие в образе квадратной крепости, сооруженной на Девичьей горе.
Икона Государства Российского.
Местоположение ивангородской церкви святителя Николая соответствует Тобольской земле – крайней восточной территории Московского царства. По параллели, проходящей на этой широте далее на восток, в России нет каких-либо объектов сакрального значения. Зато Тобольская епархия, земля которой осваивалась русскими давно, известна многими святынями. Здесь подвизался Симеон Верхотурский, прославленный Государем Николаем II. В Абалацком монастыре, основанном в 1783 году в 25 верстах от Тобольска, находилась чудотворная икона «Знамение» Богоматери с «предстоящими» святителем Николаем и Марией Египетской. [4] Ближайшие локусы «Святой земли» – Знаменский монастырь в самом Тобольске (с 1623 г.), Иоанно-Предтеченский в 10 верстах от города (с 1653 г.) с чудотворной иконой Богоматери «Почаевской» и древней местночтимой иконой св. Николая[5]Ближайшие локусы «Святой земли» – Знаменский монастырь в самом Тобольске (с 1623 г.), Иоанно-Предтеченский в 10 верстах от города (с 1653 г.) с чудотворной иконой Богоматери «Почаевской» и древней местночтимой иконой св. Николая [5] и Николаевский же монастырь в г. Туринске (с 1624 г.). Место предпоследнего заточения Царской Семьи – г. Тобольск, куда Они были доставлены пароходом «Русь». После содержания под стражей в Тобольске Их ждала Голгофа – город Екатеринбург, находящийся за перевалом Уральских гор.
Понятие «Дома Пресвятой Богородицы» не ограничивается узкими рамками. Ведь Богоматерь пребывает как на земле, так и в Небесном Иерусалиме. «Домом Богоматери» называли и город Москву – «Новый Иерусалим», с рукотворной иконой-храмом Небесного Иерусалима в центре. На уровне ландшафтных гомологий можно рассматривать территорию Красной площади как ментальную проекцию России – «Ивангорода».
Красная площадь имеет не только уникальное топографическое строение: ее пространство, сформировавшееся окончательно именно во времена Иоанна Грозного, имеет ярко выраженную структуру храма, где алтарем является Троицкий-Покровский собор на Голгофском холме. Перед ним расположено Лобное место, а сама территория делится на пропорционально равные части, так подходящие для проведения их аналогий между природным ландшафтом Ивангорода и Евразийской Россией.
Алтарная часть Красной площади и Троицкий собор соответствует территории Святой Руси, в центре которой – первопрестольный град Москва, «Новый Иерусалим». В Ивангороде этому пространству подобен замок на Девичьей горе. Лобное место Красной площади – «русская Голгофа», или город Екатеринбург [6] .
Оставшееся пространство Красной площади, вплоть до «притвора» и входа в него, которым являются восстановленные Воскресенские ворота, есть подобие Восточной и Западной Сибири и Дальнего Востока, или же Боярший город, с небольшими рельефными структурами близ крепости Ивангорода. Даже капище ВИЛа, перевезенного в годы Отечественной войны в город Тюмень, можно рассматривать как подобие Мавзолея на Красной площади (хотя Тюмень расположена «зеркально» относительно положения Мавзолея на площаде). По крайней мере, Тюмень – вне границ Святой Руси, как и Мавзолей отчужден от пространства алтаря и церкви храма Красной площади.
Крепостные стены, продолжающие Ивангород в сторону водного перешейка и Нарвы, – условная конфигурация Западной Европы, включая Пиренейский полуостров. Еще менее точное подобие – трапецеидальная пристройка, образованная крепостными стенами «вверху» от Ивангорода. Однако, Кремль, если смотреть на него со стороны Красной площади, тоже будет трапецией, хотя и значительно большего размера относительно самой площади, и с более острым углом «вверху». Владения на Крайнем Севере России уже достаточно давно простирались за пределы Белого моря, включая Новую землю; в советский период к ним присоединяется часть земель Арктики.
Развитие Ивангорода.
Истринский Новый Иерусалим.
Сходство структур ландшафтов разновеликих масштабов использовалось и при строительствах монастырей, в частности – патриархом Никоном при основании им Валдайского Иверского монастыря, но особенно Ново-Иерусалимского на реке Истре, повторившего треугольную форму московского «града» и одновременно палестинского Иерусалима и его окрестностей. Подобное мультиплицирование сакральных пространств – обычное явление для средневековой градостроительной концепции. Оно не могло не проявиться и на более высоком и сложном уровне, каковым является территория государства. Имея на себе множество «отпечатков» одного «образца», она должна была соответствовать форме идеального града, границы которого не могут «расползаться» до безконечности и предопределены свыше (Деян.17:26) [7]. Подобным городом-государством, иконой Церкви был некогда Италийский Рим и вся римская ойкумена – Дом Божий. Во многом схожей с римской ойкуменой (см. карту в Главе «Новый Израиль»), но более совершенной по форме стала новая христианская цивилизация – Российская Империя.
Пример больших открытых «храмовых» пространств: церковный комплекс св. Николы Великорецкого в селе Великорецком Вятской епархии.
***
Различие частей пространства церкви повелевают соблюдать 19-е и 43-е правила собора Лаодикийского и 69-е Шестого Вселенского, в котором сказано, что в алтарь дозволяется входить только священникам для священнодействия и Царской Власти для причащения и приношения Даров. Разделение церкви на две части, т. е. алтарь и собственно храм имеет четыре значения. «Из всех частей церкви алтарь есть главнейшая, потому что он назначен для священнослужения, почему и не дозволяется входить в него непосвященным [8]; храм назначен для верных, а притвор для оглашенных и кающихся, т. е. таких людей, которые не получили еще права входить в храм... Симеон Солунский назвав алтарь невходным, т. е. местом, куда не всем позволяется входить, а только посвященным, а храм входным, куда все христиане входят, дает этим частям следующее значение: 1) они знаменуют Христа, Бога и вместе Человека, первое, т. е. Божество Иисуса Христа невидимо, а второе – Человечество видимо; 2) человека, состоящего из души и тела; 3) Таинство Троицы, Которая Непостижима по существу, но познается по Своему промыслу и силам, и 4) видимый мiр и невидимый: алтарь означает небо, а храм землю. Но церковь, разделенная на три части, т. е. алтарь, храм и притвор, имеет и другие значения. Симеон Солунский в той же главе говорит: “и с другою целью храм разделяется на три части: на алтарь, храм и притвор, находящийся пред храмом; эти части знаменуют: 1) Троицу, 2) Горние силы, разделяющиеся на три чина, 3) благочестивых людей, разделяющихся на иереев, верных и находящихся в покаянии, и 4) трехчастный образ храма означает то, что на земле, что на небе и что превыше небес: паперть означает землю, храм – небо, а святейший алтарь – то, что превыше небес”»[9].
Скиния Моисея
Географический образ России правомочно рассматривать в сравнении с образом как традиционного христианского храма, так и со Скинией и Храмом Соломона (ориентированным, кстати, на Запад).
Святилище Скинии, которое занимало последнюю треть всего огороженного пространства, изображало земную церковь. Это пространство соответствует головной части христианского храма, которая имеет название собственно церковь, и включает в себя алтарь храма – Святое святых ветхозаветной Скинии. В географическом отношении это есть территория Святой Руси. Внутренний и внешний двор Скинии, равно как и Храма Соломона, – места предстояния соответственно израильского народа и язычников, исповедовавших единобожие. По аналогии с ветхозаветными образцами, трапезная христианского храма – место предстояния оглашенных, готовящихся к крещению, а притвор (или паперть) предназначен для кающихся и отлученных, которым запрещен вход в церковь. Иконологическое соответствие этим храмовым образцам сакрального пространства России – Сибирь и Дальний Восток. Именно сюда ссылались государственные и уголовные преступники, и чем серьезней было преступление, тем дальше ссылался совершивший его человек – на Сахалин и Камчатку, на территорию пространственно-символической «паперти» России-храма.
Многие Святые Отцы обращают внимание на одно из таинственных мест Священного Писания: «И заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их, и размножу их, и поставлю среди них святилище Мое на веки. И будет у них жилище Мое, и буду их Богом, а они будут Моим народом. И узнают народы, что Я Господь, освящающий Израиля, когда святилище Мое будет среди них во веки» (Иез.37:26-28). Здесь новозаветные отношения ставятся в прямую зависимость от присутствия посреди нового Израиля таинственного храма, названного «жилищем Божиим», потому что Бог в нем будет обитать не в меньшей степени, чем на Небе [10] .
Храм из откровения пророка Иезекииля
Примечательно, что после основания таинственного храма изменится существенно и отношение язычников к народу Нового Израиля [11].
Об этом важном эсхатологическом событии в Библии говорится: «В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего» (Иез. 3:17).
Не устанем повторять, что случайностей в человеческой жизни не бывает, а все промыслительно, т. е. согласно с волей Творца и ей подчинено. Идеальная христианская цивилизация воспроизводит самоё себя в различных рукотворных образах, прежде всего – в городах, которые она возводит, и, в конце концов, государство приобретает черты и границы идеальной ойкумены и идеального града-церкви, каковым является в том числе и Ивангород, и центральная площадь первопрестольной Москвы, и Российская Империя в ее границах, сформировавшихся к XX веку. Строгое следование церковным канонам, на основе которых возводились русские города, – явное основание и объяснение удивительных и чудесных исторических, топографических и географических совпадений в «блаженном царстве праведных», в сказочном «царстве Ивана-Царевича», пути и дороги в которое искали христиане Западной Европы [12]), готовые служить русским Царям и Императорам, как на высоких государственных должностях, так и гувернантками и швейцарами. Богатство России и ее просторы относительно тесной и ветшающей Европы, щедрость русских людей, их добродушие и веротерпимость привлекали всех. Преданность и любовь к русским Царям засвидетельствовали слуги Царской Семьи, прошедшие с Ней все испытания и тяготы, закончившиеся в подвале «ипатьевского дома» кровавой бойней.
Икона Царской Семьи со слугами.
В начале XX века св. Иоанн Кронштадтский со скорбью говорил о своих соотечественниках, что они перестали понимать сакральное значение Святой Руси. Но приходит время опамятования блудных сынов, время, когда необходимо вспомнить все и вернуться в родное Отечество...
читать дальше>>>
|